Тематические установки:
• Роль воды в жизни растений, людей и животных.
• Что такое круговорот воды в природе?
• Как люди должны относиться к воде?
• Почему воду надо беречь?
Маленькая Капелька летит на землю
Маленькая Капелька Воды жила в большом пушистом
облаке.
— Растите быстрее, детки, — говорило облако капелькам.
—-Всем жителям земли нужна вода. Самое важное дело для каждой капельки —
напоить кого-нибудь.
Все капельки молча росли, только одна любопытная
Маленькая Капелька Воды летала по облаку и спрашивала обо всем:
— А лесу нужны капельки?
— Да, конечно, деревья погибнут без воды, — отвечало
облако.
— А полю нужны капельки?
— Трава без воды высохнет, — объясняло облако.
— Я крохотная и не смогу напоить даже травинку, —
расстроилась Маленькая Капелька.
— Капелек много, и всем хватит воды, — успокоило
капельку
облако и велело:
— Приготовьтесь, капельки. Внизу город и люди. Мы подарим
им дождик.
— Ой, смотрите, люди прячутся от нас! — удивилась Маленькая
Капелька.
— Люди почему-то боятся дождика и открывают зонтики,
когда он идет, — грустно вздохнуло облако.
— А маленькие люди не прячутся, они прыгают и смеются,
— заметила Маленькая Капелька.
— Это дети, они любят дождик, — улыбнулось облако и
скомандовало:
— Капельки, летите вниз!
Тут же пошел дождик, и Маленькая Капелька полетела
вместе со всеми вниз, на землю.
Она упала на асфальт посреди двора, прямо в лужицу.
— Спасибо, что помогла мне, Маленькая Капелька, — забулькала
лужа. — Я чуть не высохла, но ты и твои сестрицы капельки снова наполнили меня.
— Я прилетела сюда, чтобы поиграть с детьми, —
ответила Маленькая Капелька.
— Сейчас вечер, и дети ушли домой, — объяснила лужа. —
Завтра днем ты их увидишь, если не испаришься и не улетишь снова на небо, —
булькнула лужа.
— Я не хочу никуда улетать, — возразила Маленькая
Капелька.
— Это от тебя не зависит. Если жаркий луч согреет тебя
и превратит в пар, ты улетишь обратно на небо. Там ты снова будешь жить в
облаке, пока не вырастешь, а потом опять прилетишь сюда, на землю. Так вода в
природе совершает круг. Этот великий закон воды называется круговоротом, —
объяснила лужа.
— Я не буду улетать обратно на небо, — упрямо
повторила Маленькая Капелька.
Потом она опустилась на дно лужи и задремала.
Вопросы и задания:
• Откуда берется дождик?
• Кто дождик любит, а кто, наоборот, — нет?
• Кому помогает дождик?
• Любите ли вы гулять под дождиком?
• Представьте, что маленькая капелька дождя захотела с
вами поиграть. Придумайте для нее ласковое имя.
• Может ли одна маленькая капелька напоить
кого-нибудь?
• Как вы думаете, сколько нужно капелек, чтобы напоить
дерево?
• Что произойдет с землей, если дождик исчезнет?
• Расскажите, как происходит круговорот воды в
природе.
Динамическая игра «Круговорот воды»
Начертите на полу круг, который будет обозначать
облако. Все дети — капельки в облаке. Один человек ведущий, он играет роль
облака.
Педагог читает стихотворение.
Дождик
Дождь зеленый лес полил,
Все деревья напоил,
Кустики умыл, цветочки,
Все поля, луга и кочки.
И под каплями дождя
Улыбается земля.
Зеленеет, хорошеет,
Все на ней цветет и зреет.
В поле колоски растут,
Маки на лугу цветут,
Яблочки в садах краснеют,
Овощи на грядках зреют.
Дождику подставь ладошки,
Пусть помоет их немножко,
С капельками подружись,
Поиграй и покружись.
Когда стихотворение заканчивается, педагог включает
музыку, и ведущий командует: «Идет дождик». Все капельки разбегаются в разные
стороны.
Когда музыка начинает затихать, ведущий командует: «Капельки,
домой». Капельки должны собраться назад в облако. Когда музыка останавливается,
капельки тоже останавливаются. Те, кто не успел вернуться в облако, садятся на
стульчики и рассказывают, кого они напоили. Ведущий должен запомнить и
перечислить все, о чем рассказали дети. Затем игра повторяется с новым ведущим.
Рисунок «История капельки»
Понаблюдайте за каплей дождя на оконном стекле, на
лепестке цветка, на листочке, на щеке и т.д. Нарисуйте и расскажите историю из
жизни дождевой капли. |