Тематические установки:
• Красота зеленого платья земли.
• Роль лесов и растений в жизни людей.
• Как люди относятся к лесам и растениям.
• Что люди могут сделать, чтобы сберечь деревья и
растения.
Как березовый листочек родился
Посреди поляны в лесу росла большая береза. Много у
нее было гибких и густых ветвей, и каждое лето на них появлялись новые
маленькие веточки. Одна маленькая веточка выросла на самой верхушке березы.
Подарила ей береза в день рождения крохотный зеленый березовый листочек.
Страшно было малютке листочку на такой высоте под
ветром качаться, но вскоре у него появились друзья, и он перестал бояться.
Много друзей было у листочка, но самые лучшие — капелька-росинка и солнечный
зайчик. Утром, как только листочек просыпался, капелька-росинка умывала его.
Когда солнышко поднималось над лесом, солнечный зайчик прилетал, чтобы искорки
в капельке-росинке зажечь. Листочек улыбался и весело шелестел:
— Как хорошо жить! Как пригожи деревья вокруг! Как красиво
зеленеет земля! Какое чудесное голубое небо!
— Кар-кар! Глупости! — закаркала ворона. Она ночевала
на березе и услышала слова листочка. — Не радуйся. Жить тебе недолго. Придет
зима, и погибнешь. А еще страшнее люди. Придут и погубят твою березу, заплачешь
тогда.
— Мама береза, неужели скоро придет зима, и я погибну?
— испугался листочек.
— О зиме тебе еще рано думать. У тебя вся жизнь
впереди, — шоково ответила береза.
— А почему люди такие страшные? — снова спросил
листик.
— Люди разные бывают. Те, которые любят нас, совсем не
страшные, — ответила береза.
— А какие люди страшные? — не успокоился листочек.
— Те, которые губят деревья, — сердито ответила
береза.
— Зачем они делают это? Разве мы плохие? — спросил листочек.
— Не думаю, что мы плохие. Мы красивые, — задумчиво
проговорила береза. — Я много раз слышала, как люди говорили обо мне: «Какая
красавица пушистая, просто загляденье. Один человек даже песню мне спел про
березу».
Березовая роща Стволы свои полощет В небесной вышине,
В ее голубизне.
— Еще мы пользу приносим, — продолжала береза. — Мы
тпдух очищаем, даем людям бревна, доски и даже бумагу. А люди иногда просто так
ломают наши ветки, стволы ножиками и топорами ранят. Хорошо, если рана
неглубокая и быстро заживет. Но и глубокие раны забирается гниль, тогда мы
болеем и погибаем.
— Почему деревья не скажут человеку, что так нельзя делать?
— спросил листочек.
— Деревья беззащитные и молчаливые, — сказала береза.
— Я буду защищать деревья, — громко крикнул крохотный
березовый листочек.
Вопросы и задания:
• Какие деревья вам нравятся больше всего?
• Расскажите, какие деревья растут возле вашего дома.
• Расскажите, какую пользу деревья приносят людям.
• Как вы думаете, может ли человек обойтись без
деревьев?
• Как деревья заболевают? Каким образом происходит
загнивание дерева?
• Для чего люди срубают молоденькие деревца?
Творческое задание «Деревья в нашей жизни»
Нарисуйте на листе ватмана большое дерево без веток.
Попросите детей внимательно посмотреть вокруг себя и вспомнить все, что
сделано из деревьев и с помощью деревьев. Дети по очереди перечисляют все, что
деревья дают людям. По мере перечисления, педагог рисует на дереве ветки.
Затем ватман переворачивается, а педагог просит детей
посмотреть вокруг и сказать, что исчезнет из нашей жизни, если деревьев не
станет.
Рисунок «Листочек и его друзья»
Нарисуйте веточку с зеленым березовым листочком и его
друзей — капельку-росинку и солнечный лучик. |