— Милая береза, я тоже не страдаю в комнате, хотя моя
родина — индийский тропический лес, — обратился к березе старый фикус. — Мария
создает для нас условия, близкие к тропическим: ставит рядом большие банки с
водой и даже мокрое полотенце вешает рядом со мной. Несмотря на мой пожилой
возраст, у меня опять появились длинные почки, покрытые розовой пленкой. Из них
вскоре покажутся новые побеги с листочками. Ап-чхи, — вдруг чихнул фикус.
— Что же вы чихаете? — удивилась береза.
— Пустяки. Мария открыла окно, и прохладный воздух продул
меня. Она убрала горшки с подоконника, но много ли нам, старикам, надо. Я, как
и финиковая пальма, не выношу сквозняков, — объяснил фикус.
— Да, я не люблю сквозняков, но я не старушка, —
возразила финиковая пальма. — Мне всего пятнадцать лет, а пальмы живут до
двухсот лет. Раньше я жила у артистки, которая часто уезжала и не поливала
меня. Я почти высохла от жажды. Слава богу, моя бывшая хозяйка отдала меня
Марии, и я поправилась.
— Да, надо быть в ответе за того, кого взял в свой
дом, — заметил фикус.
— Фикус, а вы большое дерево у себя в джунглях? — спросила
березка.
— Да, в джунглях я громадное дерево с огромными
метровыми листьями. Мои ветки растут горизонтально, и с них вниз спускаются
корни. Они постепенно превращаются в стволы и прирастают к главному стволу,
поэтому я становлюсь необъятным — шириною до 50 шагов. Это настоящее чудо, —
гордо сказал фикус.
— Птицы рассказывали мне про ваши сладкие плоды, — заметила
березка.
— Это фикус Карика, мой родственник, приносит сладкий
инжир, их называют фигами, а я фикус каучуковый — резиновое дерево, — объяснил
фикус.
— Из вас, наверное, можно резиновые мячики делать? —
восхитилась березка.
— Не из меня, а из моего белого густого сока. В нем
содержится каучук.
— На меня посмотрите! — попросило драконовое дерево.
Оно давно хотело рассказать о себе, но не осмеливалось прервать фикус. — Я
родом из тропиков Америки. Приглашаю вас совершить мысленное путешествие на мою
родину!
— Да, это необыкновенно увлекательно! — воскликнула
азалия. Драконовое дерево начало свой рассказ:
— Тропический лес — это сплошные заросли. Приходится
прорубать тропинку топором. За день можно пройти всего два километра. Люди для
удобства пользуются тропами, которые прокладывают крупные звери. Воздух в
тропиках влажный и теплый, как в бане. Ночью зной не спадает, да вдобавок жутко
кричат звери! Эти условия могут выдержать лишь выносливые люди. А мы,
тропические растения, привыкли. Мы бурно растем и боремся за землю и свет.
— Какая экзотика! Вы прекрасно все описали, — восхитилась
березка.
— Да, вы все верно рассказали! Мы-то знаем, как
живется в наших родных тропиках, — подтвердили традесканция и колеус.
— А почему вас зовут драконовым деревом? — поинтересовалась
березка.
— Это имя получили мои предки за странную форму. Мария
же называет меня другим моим именем — драценой, — объяснило драконовое дерево.
— Но вы на пальму похожи, а не на дракона, — заметила
хризантема.
— Совершенно верно. Издали я напоминаю пальму, но мои
длинные и кожистые листья совершенно другие. Они обхватывают мой тонкий ствол,
будто сидят на нем. На моей родине разводят целые драценовые плантации.
— Наверное, вы приносите сладкие плоды, -поинтересовался
белый кот. Он, затаив дыхание, слушал расска чы тропических растений.
— Нет, милый кот, — ответила драцена. Из волокон наших
листьев изготовляют обычные щетки. А на Канарских островах из нас еще смолу
добывают. Ее называют драконовой кровью.
— Спасибо, растения. Я словно кругосветное путешествие
совершила, не выходя из комнаты. Теперь я понимаю, почему люди растят вас в
комнатах. Но мои веточки затекли в вашем узком окне, и я с вами прощаюсь,
промолвила березка и осторожно вытащила из окна свои ветки.
— Нет ничего лучше нашего садика, где у каждого из нас
много добрых друзей! — проговорил старый фикус, и все растения согласились с
ним.
Вопросы к сказке:
• Что нового о тропических растениях вы узнали из этой
сказки?
• Какие еще тропические комнатные растения растут у
вас или у ваших друзей дома? Расскажите об их жизни.
• Какую пользу фикусы приносят людям? Любите ли вы
инжир? Какие еще плоды тропических растений вы знаете?
• Представьте себя в джунглях. Опишите, что вы видите
вокруг.
Творческое задание «Угадай растение»
Все дети получают по несколько карточек с рисунками
разных домашних растений. Затем дети встают в круг. Педагог называет по очереди
разные группы растений: растения тропиков, растения пустыни, влаголюбивые
растения, не цветущие растения и т.д.
В центр круга выходят только те, у кого на карточке
есть растения, названные педагогом. Дети, вышедшие в центр круга, по очереди
называют свои растения. Тот, кто ошибется, отдает свою карточку педагогу.
Задача каждого — сохранить все свои карточки. |