Программное содержание: познакомить детей с прудом —
природным водоемом, в котором живут рыбы, лягушки, насекомые, есть водные
растения (по берегам пруда растут деревья, кустарники, травы, которые очень
любят влагу; в пруду живут караси, они поедают мелких рачков, водных
насекомых; по воде плавают дикие утки; утка и селезень весной в тихом месте
пруда выводят потомство: устраивают гнездо, утка откладывает яйца и насиживает
их; потом все семейство плавает в пруду, кормится тем, что есть в воде; иногда
утки выходят на берег посушить перышки, пощипать травы; возле пруда люди
отдыхают, любуются водой, растениями, животными; рыбаки ловят рыбу; пруд не следует
засорять: в грязной воде и растениям и животным жить плохо — они начнут
умирать, а пруд превратится в болото).
Оборудование и подготовка: воспитатель заранее (за 1—2
дня) объявляет-детям о предстоящей экскурсии; вместе с ними подготавливает водный
сачок, трех- и однолитровые банки, кусочки хлеба; ребята готовят игрушечные
фотоаппараты.
Примерный ход экскурсии
1-я часть (по дороге к пруду). Воспитатель просит
детей обращать внимание на окружающую обстановку: как идет дорога, куда она
поворачивает, что расположено вдоль дороги (дома, пустыри и др.), что растет
по обочинам. Просит запоминать дорогу: объявляет, что после экскурсии они все
вместе будут делать карту местности. Привлекает внимание дошкольников к красоте
весенней природы, нежной зелени деревьев и кустарников, ранним цветам на
клумбах, чистоте улиц и газонов.
2-я часть (возле пруда). Воспитатель останавливает
детей за 20—30 м от пруда. Просит всех полюбоваться им издали. Говорит, что
возле воды приятно отдыхать — там свежий воздух, легко дышится, глазам приятно
смотреть на зелень и воду. Все это полезно человеку для здоровья.
Возле пруда педагог объясняет, что это естественный
водоем — большая глубокая яма, заполненная водой. Предлагает всем тихо постоять
на берегу и понаблюдать за водой — обнаружить, кто живет в ее толще, а кто на
поверхности. Кидает хлебные крошки и просит ребят смотреть, не подплывает ли
кто-нибудь (утки, рыбы) за кормом. Дети рассматривают уток, наблюдают за их
поведением, сравнивают утку с селезнем, отмечая яркость его оперения, красоту.
Затем воспитатель набирает воду в трехлитровую банку. Все вместе рассматривают
ее — выясняют, кто попался, наблюдают, как снуют в ней маленькие рачки. Дети
сачками отлавливают планктон и собирают в литровую банку на корм карасикам и золотым рыбкам.
Время от времени воспитатель напоминает детям, что у
них есть фотоаппараты, и они могут сфотографировать интересные явления.
Затем воспитатель вместе с детьми осматривает берега.
Просит прислушаться (могут квакать лягушки и с плеском прыгать в воду),
понаблюдать. Обращает внимание ребят на то, что здесь растут другие, чем в
городе, деревья и кустарники. Все вместе рассматривают иву, ее свисающие ветви,
корни, уходящие в воду. Воспитатель показывает, что возле воды летают комары,
которых не было на территории детского сада. Просит понаблюдать — может быть,
кто-то (птицы, стрекозы) охотится за комарами.
В заключение воспитатель обращает внимание детей на
состояние окружающей местности (чисто или захламлено). Объясняет, почему вредны
грязь, мусор и как замечательно, когда и вода, и берега чистые. Просит ребят
посмотреть, не оставили ли они случайно мусор. Предлагает попрощаться с
прудом, высказать ему добрые слова, хорошие пожелания.
3-я часть (возвращение в детский сад). Воспитатель еще
раз просит детей посмотреть, что расположено вдоль дороги, чтобы запомнить
местность и затем нарисовать карту.
В группе воспитатель кормит рыб в аквариуме живым кормом.
Дети наблюдают, как на него реагируют золотые рыбки и карасики, как они по-разному
едят его.
В вечернее время дети вспоминают экскурсию, делают
рисунки-фотографии.
На следующий день воспитатель начинает делать
карту-схему местности и маршрута экскурсии. В присутствии детей на большом
ватмане простым карандашом он начинает рисовать план детского сада: пруд,
обозначает основные элементы дороги. При этом свое представление о местности он
все время сверяет с детскими представлениями. Уточняет у ребят, куда
поворачивала дорога сначала, куда потом, мимо чего они проходили, что встречалось
раньше, что позже. Сделав схематичный карандашный набросок, воспитатель
рассматривает его с детьми. Говорит, что такой план местности делать очень
интересно: «Мы еще раз сходим к пруду и уточним, все ли обозначили на своей
карте, а затем начнем ее раскрашивать».
|