Первая неделя октября
На этой неделе воспитатель еще раз организует с теми,
кто захочет, игру в «Никиту-охотника». Сюжет можно расширить, изменить, ввести
в него новых персонажей. Например, можно превратить Никиту в фотоохотника,
который с фоторужьем подстерегает разных животных, фотографирует, а затем
делает фотографии-рисунки.
В свободное время воспитатель продолжает чтение
рассказа «Никита-охотник». Читая вторую часть, демонстрирует изображение
сороки, чтобы детям было ясно, какой птицы испугался юный охотник.
С этого месяца воспитатель начинает систематически
привлекать детей к совместной деятельности по уходу за обитателями уголка
природы. Ставится цель — в течение года у всех детей, в индивидуальном порядке,
выработать первоначальное понимание того, что растения и животные, которые
находятся в группе,— это живые существа. Их жизнь целиком зависит от условий,
которые создают им люди — взрослые и дети. Воспитатель организует совместную
деятельность таким образом, чтобы у детей возникало желание заботиться об
обитателях уголка природы и формировались соответствующие навыки. Остановимся
на этом подробнее.
Понедельник
Воспитатель выбирает троих детей (активных, развитых),
просит их быть помощниками всю неделю. Надевает им красивые фартучки. Все
вместе отправляются к растениям. Воспитатель говорит: «А вот и наши цветы на
окне. Сначала мы на них посмотрим — какие они разные, красивые! Каждый в своем
горшочке. Цветы украшают наше окно. Нравятся они вам? Я их буду поливать, а вы
мне поможете». Воспитатель дает каждому ребенку что-нибудь в руки — лейку,
тряпочку. Сам поливает и приговаривает: «Цветочки живые, им обязательно нужна
вода, каждому дадим напиться. Дети, смотрите, чтобы я не пропустила ни один
цветочек. Замечайте, где натекают лужицы, мы потом их вытрем. Завтра, если
захотите, будете поливать сами. У нас три лейки — каждому хватит». Все вместе
вытирают лужицы, дети наполняют лейки водой и ставят их на место.
Затем все идут к аквариуму. «Вот здесь живут наши
рыбки,— говорит педагог.— Сначала мы на них посмотрим: все ли живы-здоровы,
плавают ли. А теперь мы их покормим». Воспитатель дает одному ребенку коробку с
кормом, другому крышку, третьего просит еще что-то сделать, а сам кормит рыбок,
обозначая словами способ и меру кормления. Предлагает посмотреть, как рыбки
едят.
«Дети, у нас еще есть попугай и морская свинка, но я
думаю, что вы уже устали. Идите играть, я их сама покормлю. Спасибо за помощь. Завтра
мы опять будем ухаживать за нашими питомцами». Если кто-то из этих детей
захочет помогать и дальше, воспитатель находит для него простые поручения —
подержать, открыть, закрыть, помыть и т. п.
Вторник
Воспитатель ласково зовет тех же детей: «Идите ко мне,
мои помощники, наши зеленые друзья ждут нас!» Надевает на детей фартучки и
шапочки (новая атрибутика). Напоминает, что сначала надо поздороваться с
растениями, осмотреть их — не случилось ли что за ночь. Так же как и накануне,
воспитатель находит каждому простые поручения. Просит ребят смотреть, как при
поливе вода уходит в землю. Приговаривает: «Каждому растению дам напиться
воды. Носик лейки прислоню к горшку, чтобы вода текла осторожно, налью ее
много, чтобы цветочек напился вдоволь. Все цветы живые, не могут жить без
воды».
Затем все вместе кормят рыб. Воспитатель
сосредоточивает общее внимание на корме: «Это специальный корм для рыб.
Понюхайте: запах такой же — «рыбий». Я даю ровно две маленькие ложечки. Нашим
рыбкам больше не надо». Потом все идут кормить попугая. Воспитатель каждому
находит дело, заинтересовывает детей доброжелательным разговором, демонстрирует
своим поведением, как надо обращаться с птицей: «Дети, за попугаем Кешей надо
ухаживать осторожно, чтобы не испугать. Мы будем все делать тихо и спокойно».
Воспитатель называет все свои действия, пока не объясняя, зачем они нужны. В
заключение говорит: «Молодцы, хорошо мне помогли, и Кеше очень приятно будет
жить в чистой клетке. Теперь можете идти играть, а у свинки я уберу сама. Но
если кто-то хочет остаться и помочь мне, пожалуйста».
Днем во время обеда воспитатель всем объявляет, что
трое ребят уже второй день ему хорошо помогают ухаживать за обитателями уголка
природы. Хвалит их и говорит, что завтра они опять будут помогать.
Среда
Воспитатель добавляет атрибутику: кроме фартуков и шапочек,
раздает детям медали или прикрепляет значки с изображением животного или
цветка и надписью: «Хороший помощник». Вместе с детьми ухаживает за всеми
объектами уголка природы. В непринужденном разговоре с детьми педагог решает
три важные задачи:
— демонстрирует способы доброжелательного общения с живыми
существами (приветствие, ласковые слова, разглядывание для определения
самочувствия);
— показывает способы осторожного и бережного обращения
с живыми существами во время ухода за ними («чтобы не испугать рыбок, попугая,
не сломать растения»);
— называет действия с предметами (без объяснения причин),
которые необходимо выполнять.
При этом воспитатель следит за тем, чтобы дети были
добровольными и заинтересованными участниками процесса. Если ребенок тяготится
своими обязанностями или явно не желает помогать воспитателю, его надо
отпустить играть, выразив при этом надежду, что он поможет в следующий раз.
Вечером этого же дня воспитатель сообщает родителям
этих детей о том, что они уже три дня хорошо помогают ухаживать за обитателями
уголка природы. Просит завтра привести детей лораньше — они сами будут поливать
растения и кормить животных. Говорит, что ребята могут принести какое-нибудь угощение
для своих питомцев.
Четверг
Воспитатель хвалит тех же детей за то, что они пришли
пораньше и принесли угощение. Все вместе работают в уголке природы. Сначала
поливают растения — воспитатель впервые дает каждому по лейке, помогает детям
правильно поливать. Затем кормят рыб: один ребенок держит банку с кормом, другой
— крышку, третий ложечкой кладет корм. Наблюдают, как рыбки едят. Затем все
идут к попугаю, потом — к свинке.
Во время обеда воспитатель хвалит своих помощников
так, чтобы слышали все дети, подчеркивает, что сегодня они все делали сами.
Пятница
Воспитатель говорит своим помощникам: «Наступил последний
день — пятница. Всю неделю вы хорошо помогали ухаживать за нашими питомцами.
Сами научились кое-что делать. Если вы не устали, подежурьте сегодня последний
раз, делать будете все сами. Наверное, вы помните, что сначала надо поздороваться
с нашими друзьями, ласково поговорить с ними, осмотреть их, а потом сделать
все, что надо. Я буду вам подсказывать и помогать».
Вечером воспитатель объявляет всем, что первая тройка
детей всю неделю хорошо помогала ему ухаживать за обитателями уголка природы.
Все могут убедиться в этом — стоит лишь посмотреть на растения и животных: они
хорошо выглядят и хорошо себя чувствуют. Воспитатель благодарит дежурных и
назначает новых для дежурства на следующей неделе. В разговоре с родителями
хвалит детей, высоко оценивает их умения. Говорит, что и дома они тоже смогут
хорошо помогать. |