ЦЕЛЬ: дать детям представление о первоцветах, научить
определять их по описанию, находить связь между цветущими растениями и
насекомыми, обогащать словарь (мать-и-мачеха, ландыш, ядовитый,
охраняемый, заморозки, первоцветы, росток, вороний глаз, незабудка,
нектар)
Материал и оборудование: Цветная бумага для оригами,
Лист ватмана с изображением поезда, иллюстрации цветов: первоцветов,
ландышей, мать-и-мачехи, незабудки. Грамзапись Чайковского «Вальс
цветов».
Ход занятия.
1. На ватманском листе нарисовать железную дорогу, вдоль которой
расположить остановки, по этой дороге «вести» поезд, который вставляется
на остановках в прорези. Заготовить цветную бумагу для аппликации (оригами),
грамзапись.
- Загадка о весне:
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
- Беседа с детьми:
Какие изменения происходят весной? Почему?
Как одним словом назвать травянистые растения, цветущие весной? (Первоцветы)
- Путешествие по железной дороге.
Педагог открывает первую закрытую картинку вдоль нарисованной
железной дороги на ватмане. Это первая остановка «Сказочная».
Педагог читает (рассказывает) сказку «Как появились цветы на
земле».
Возвращался Иван-царевич от Бабы-Яги, доехал до большой, широкой
реки, а моста нет. Махнул три раза платком в правую сторону – повисла
над рекой дивная радуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул
два раза в левую сторону – радуга стала маленьким-маленьким мостиком.
Бросилась Баба-Яга за Иваном-царевичем вдогонку по этому мостику,
добралась до середины, а он возьми и обломись. Рассыпалась радуга по обе
стороны на мелкие осколки цветочками. Одни цветы были добрые – от
следов Ивана-царевича, а другие – ядовитые – там, где Баба-Яга ступала.
Вторая остановка – «Первоцветная». Педагог рассказывает о
последовательности развития растения: семя – росток – цветок,
выкладывает соответствующие карточки.
Первоцветы – это многолетние растения, т. е. такие, которые помногу
лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением
тепла пробуждаются, и из их корня растут стебель, листья.
Третья остановка – «Мать-и-мачеха».
Педагог даёт описание мать-и-мачехи, не упоминая названия растения,
потом открывает картинку на третьей остановке, продолжая рассказ.
Растёт мать-и-мачеха на открытых местах, это первое растение, которое
накормит пчёл, шмелей своим нактаром (сладким соком). У этого
растения сначала появляются цветы, а после их отцветания – листья. Одна
сторона листа – мягкая, тёплая, опушённая, ласковая, как мать, другая –
гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка.
Четвёртая остановка – «Ландышевая». Педагог предлагает детям
отгадать загадку: «Белые горошки на зелёной ножке».
Описание ландыша педагогом: Его мелкие белые цветы похожи на душистые
колокольчики, два крупных листа обхватывают стебли. После отцветания
образуются оранжево-красные ягоды. Они – ядовиты.
Почему рядом с изображением ландыша нарисован красный кружок? (Охраняемое,
лекарственное растение, ядовитое)
Пятая остановка – «Музыкальная». Дети слушают «Вальс цветов»
Чайковского, танцуют под музыку.
Шестая остановка – «Незабудка». Педагог открывает изображение
незабудки на ватмане и рассказывает о ней: «Растёт незабудка на лесных
лугах, у лесных болот, очень красиво цветёт маленькими голубыми
цветками, листья и стебель шершавые, это сохраняет растение от весенних
заморозков. Весь луг кажется голубым, когда цветёт незабудка».
Седьмая остановка, вновь с красным кружком, - «Вороний глаз».
Очень зло глядит на вас
Из травы «вороний глаз».
Посмотрите, даже вид
Этих ягод ядовит.
Педагог открывает иллюстрацию и рассказывает про растение: «Растёт в
лесах на стебле – один цветок, после его отцветания образуется чёрная
ягода-плод, напоминающий вороний глаз. За сходство с ним растение и
получило своё название. Всё растение и особенно плод – ядовито».
Восьмая остановка - «Бабочки». Загадка:
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
Почему на цветах мы встречаем бабочек?
Девятая остановка – «Береги цветы». У платформы знак:
изображение букета цветов, перечёркнутое красной линией.
Почему букет перечёркнут красной линией? Педагог читает
стихотворение:
Если ты сорвёшь цветок
Если все: Ия, и ты,
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и цветы
И не будет красоты.
Десятая остановка – «Игровая». Воспитатель предлагает детям
разделиться на две команды: цветов и отгадчиков. «Цветы» придумывают
себе названия и сообщают их педагогу, а отгадчики разгадывают их, потом
происходит смена команд. Игра начинается с приветствия: «Здравствуйте,
цветы!» - «Здравствуйте, дети! – отвечают им «цветы». – Отгадайте наши
имена». Дети перечисляют названия цветов. Названные цветы убегают в
сторону.
Одиннадцатая остановка – «Цветочная полянка». Коллективное
оригами: складывание из бумаги цветов и бабочек и наклеивание их на
заранее приготовленный фон.
|