Программное содержание: дать детям представление о
том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить, поэтому создают заповедники
— территории, на которых природа (растения, животные) охраняется, а
хозяйственная деятельность запрещена; познакомить с Красной книгой любого
уровня (российской, региональной), рассказать, что есть охраняемые растения и
животные — те, которых осталось мало и которые могут исчезнуть совсем;
показать и назвать местные растения, которые находятся под охраной.
Материал: Красная книга, плакат или цветные иллюстрации
с изображениями местных видов охраняемых растений; подборка книг, фотографий об
одном-двух заповедниках, в том числе о ближайшем; иллюстрации, бумага, клей для
изготовления Красной книги детского сада.
Ход занятия
1-я часть. Воспитатель рассказывает, что люди очень
интенсивно используют природу: рубят леса, потому что нужна древесина; заводы
и фабрики расходуют много чистой воды и спускают в реки ядовитые отходы
производства; предприятия, автомашины, самолеты очень загрязняют воздух дымом и
выхлопными газами. Это плохо отражается на условиях жизни человека, а также
животных и растений, которые живут и произрастают в лесах, реках, морях. Из-за
этого страдает здоровье людей, а многие животные и растения гибнут.
(Воспитатель может привести конкретные примеры гибели морских животных, когда
на море происходят аварии танкеров с нефтью, или др.). Поэтому люди уже давно
решили, что необходимы специальные территории, природные зоны, на которых
запрещается строительство дорог, домов, заводов, куда не следует пускать людей
для отдыха, сбора грибов и ягод. Такие территории есть в разных местах нашей
страны. Они называются заповедниками.
Воспитатель демонстрирует иллюстрации и коротко
рассказывает о нескольких заповедниках. Говорит о людях, которые работают в
заповедниках, наблюдают за состоянием природы, изучают растения и животных, следят
за их численностью.
2-я часть. Воспитатель демонстрирует Красную книгу,
рассказывает о ней, показывает иллюстрации. Объясняет, почему она красного
цвета. Специально останавливается на видах растений и животных, охраняемых в
местности, где находится детский сад. Предлагает детям сделать свою Красную
книгу.
В свободное время воспитатель и дети создают Красную
книгу своей местности. Эту самодельную книгу дети затем показывают родителям,
чтобы они тоже знали, какие растения охраняются законом в их лесах.
|