Цель: обобщить представления о росте и развитии растений;
установить связь между ростом растений и их потребностями в различных
условиях среды; учить быть внимательными и заботливыми по отношению к
растениям.
Ход занятия
Приходит Чепухарь в группу, грустный.
- Чепухарь, ты почему такой грустный?
- Решил я сделать доброе дело для малышей, а у меня
ничего не получилось. Придумал я подарить малышам цветы, ну, чтобы у них в группе
было красивее и, чтобы воздух был свежий... Вы же сами мне объяснили, что
воздух становится чистым и свежим, когда кругом цветы. Ну, вот я и принес из
магазина самые красивые цветы, развесил их по всем стенам и по окнам. Малыши
меня поблагодарили, им понравилось, а воспитательница младшей группы меня
спрашивает: «Где это ты, Чепухарь, такие красивые искусственные цветы взял?» А
почему они искусственные? Они настоящие! Листья зеленые, веточки зеленые,
цветы розовые. Мои цветы настоящие, живые, а не искусственные. Все это - че-пу-ха!
- Ребята, помогите Чспухарю разобраться. Докажите, что
его цветы неживые. Чем живые цветы отличаются от искусственных? (Живой цветок растет, у живого есть корень,
цветок надо поливать, живой цветок меняется в своем развитии: появляются новые
листья, бутоны, цветы, семена, вянут листья и т.д.)
- Ребята, а что такое семена? Для чего они нужны?
- Семена необходимы, чтобы растение выросло. Покажите,
ребята, Чепухарю разные семена.
Чепухарь с детьми рассматривает семена.
- И вы хотите сказать, что из этих крошек что-то
вырастет?! Чепуха! Никогда и ни за что не поверю таким сказкам!
- Да, Чепухарь, из такого зернышка можно вырастить не только
цветок, но и целое дерево. У каждого растения свои семена. Хочешь, Чепухарь,
ребята тебе расскажут, из какого зернышка что вырастет? (Семечко - подсолнух, желудь - дуб, шишка - сосна и т.д.; кукуруза,
тыква, фасоль, морковь, арбуз.,.)
- А как же такой большой дуб вырастет т такого
маленького желудя? Я знаю, знаю. Я положу его в коробку, накрою платком, скажу:
«Крибле-крабле-дуб!» и вырастет дуб. Так?
- Нет, Чепухарь. Здесь тебе волшебные слова не
помогут. Здесь помогут только знания и труд. Послушай, ребята тебе расскажут и
покажут по схеме.
Выставляется обобщенная модель развития растений.
Посадить
семечко полить поставить на солнце росток
растение бутон цветок
семена
- Теперь, Чепухарь, ты понял?
- Теперь понял, чем отличается живой цветок от
искусственного. Мои цветы и поливать не надо, и корня у них нет, и листики не
растут; цветы есть, а семян никогда не будет. А если они неживые, то и воздух
они очищать не будут. А я очень хочу, чтобы у малышей воздух был с кислородом,
и чтобы кислорода было побольше. Я придумал, какое доброе дело сделать можно.
Давайте вместе с вами посадим семена, будем вместе ухаживать за ними,
наблюдать, как новые листики появляться будут, а потом, когда цветы зацветут,
мы их малышам подарим. Пусть любуются и кислородом дышат!
Дети сажают в ящики семена цветов.
Занятие № 3
Тема: «Где растения любят жить?»
Цель: углубить представления о растениях, о существовании
их в разных экосистемах - в пустынях, лесах, океанах, горах, тундрах,
способствовать установлению причинно-следственных связей на основе понимания
зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды; развивать у
детей интерес к растительному миру.
Ход занятия
Приходит в гости Чепухарь.
- Ребят, посмотрите, какой огромный лист подорожника я
нашел!
- Молодец, Чепухарь! А я тоже сорвала сегодня лист
подорожника, ранку на руке лечила. Но только мой лист совсем не такой, как у
тебя. Может, у тебя не подорожник, а лопух? Ребята, давайте сравним два листа.
Дети и Чепухарь сравнивают, находят сходство,
доказывают, что это подорожники.
- А чем же отличается мой лист подорожника от листа Чепухаря?
(У Чепухаря большой, а у воспитателя
маленький.)
- Чепухарь, а где ты нашел такой большой лист?
- Там, на солнечной полянке, около ручейка.
- А я нашла свой листок на участке детского сада около
забора, под деревьями, в тенечке.
- Что же повлияло на растения, что они такие разные? (Ответы детей).
Приходят к общему мнению, что в разных условиях
растения растут по-разному, то есть они приспосабливаются к тому месту, где
выросли.
- Давайте разберемся, почему один подорожник
маленький, а другой большой. Что необходимо для роста растений? (Солнце, вода, земля.)
- Если вырос большой подорожник, значит, он постоянно
рос на солнце, было достаточно воды, и земля была богата удобрениями.
Чепухарь, а как ты думаешь, на нашей земле везде
одинаковые растения растут?
- Конечно, вся земля такая же черная, как у нас в
детском саду на участке, такие же березы растут, липы, рябины, одуванчики и
подорожники. Правда, ребята? (Нет.)
Ты еще не видел энциклопедию, Чепухарь, поэтому и
споришь с ребятами. Садитесь все удобнее, мы Чепухарю нашу Землю будем показывать.
(Рассматривают энциклопедию.)
- На нашей Земле есть и пустыни, и джунгли, и степи, и
тайга, и вечные снега. И везде растут растения. Растения такие разные, потому
что сумели приспособиться к условиям окружающей среды.
- Как ты думаешь, Чепухарь. есть ли у кактуса листья?
- Чепуха вопросик! Я знаю на него ответ. Конечно же,
нет листьев, это все видят, никаких листьев у кактуса нет.
- А вы, ребята, как думаете? (Мнения разделяются.)
Да, ребята, листья у кактусов так видоизменились, что
их стало не узнать. Они превратились в колючки. А почему? Потому что кактусы
растут в пустынях, где редко идут дожди и жарко печет солнце. Листья превратились
в иголки, чтобы удерживать воду в растениях; ведь сам кактус внутри влажный.
А у верблюжьей колючки тоже листья мелкие, а корни
такие длинные, уходят глубоко под землю - ищут влагу. Посмотрите, ребята, как
растения пустыни приспособились к условиям (жаре,
ветрам).
Воспитатель показывает энциклопедию.
- Растения могут в жару засыпать, а когда идет дождь,
оживают и расцветают. Как вы думаете, а у нас в России могут жить кактусы? (Могут, только в плошке на подоконнике. На
улице кактусы погибнут от холода и мороза.)
Воспитатель с детьми рассматривают энциклопедию
дальше.
- Посмотрите, ребята! Вот здесь - влажный тропический
лес, джунгли. Кто знает, в каких странах есть джунгли? (Бразилия. Индия и др.)
- Чем отличаются растения джунглей от растений
пустыни? (Растения джунглей отличаются
большими размерами, огромными листьями, толстыми стеблями, яркой зеленой
окраской; растений очень много, бурное цветение и т.д.)
- Правильно, ребята! В тропиках очень благоприятные
условия для роста растений - тепло и влажно. Джунгли называют царством
растений. В Амазонских джунглях так мною растений, что это место (воспитатель
показывает на карте) называют легкими планеты, так как растения очищают воздух.
В джунглях растений так много, что им очень тесно. Каждое растение стремится
подняться к солнцу, поэтому растения по-разному приспособились к жизни.
Посмотрите, стволов деревьев почти совсем не видно - их прочно опутали плющи,
лианы и другие растения.
- Для чего растения опутывают стволы? (Тянутся к свету, питаются соком соседних
растений и т. д.)
Чепухарь рассматривает карту, показывает на
Антарктиду.
- Посмотрите, а здесь нет растений. Все белое, здесь
только снег.
- Правильно, Чепухарь! В Антарктиде, действительно,
вечные снега.
Но и в Антарктиде живут растения. Удивительно,
растения спят 9 месяцев. Но только пригреет солнце, чуть растает снег, и сразу
же в этих местах появляются чудесные растения. Жизнь у таких растений
короткая; за три месяца они успевают вырасти и даже зацвести, порадовать Землю
своей красотой.
- Чепухарь, ты знаешь, что у нас растения тоже спят?
Чепуха! Как это растения спят? У них и глаз-то нет! И
подушки с одеялом у них нет!
- Как только наступают холода, растения высыхают,
сбрасывают листья, останавливается их рост. Кажется, растения погибли, стали
безжизненными. Но корни у них живые, и почки живые. А одеялом в зимнюю стужу
служит им снежное покрывало, под ним тепло и уютно. Лишь пригреет солнце, и растения
вновь оживают, зеленеют и радуются жизни.
- Ребята, хотите поиграть в игру? Я буду называть
разные растения, а вы будете отгадывать. Если я назову растение, которое растет
в нашей области, хлопайте в ладоши, если не растет - сидите тихо.
- Как здорово, - говорит Чепухарь, - что растения
умеют приспосабливаться везде и всюду и в любых условиях. Им не страшны ни
жара, ни холод, ни песок, ни вода. Куда ни пойдешь - везде растения: в пустыне,
в море, в реке, в горах, в снегу... Давайте еще посмотрим энциклопедию.
Дети с Чепухарем и воспитателем рассматривают
энциклопедию.
|