Цель: приобщение детей к миру природы. Задачи: Познакомить детей с морскими обитателями. Вызвать интерес к окружающему миру. Закрепить знания о воде (соленая, пресная). Развивать умение разгадывать загадки. Развивать у детей коммуникативные навыки. Развивать интерес к открытиям. Воспитывать дружеские отношения к сверстникам. Интеграция образовательных областей: Физическая культура. Коммуникация. Материал:
фотография планеты Земля – вид из космоса, глобус, золотая рыбка в
аквариуме, картинки с изображением обитателей морей и других животных,
емкости для воды, вода, соль, яйцо, одноразовые стаканчики, чайные
ложки. Ход занятия -
Ребята, посмотрите, я вам принесла фотографию нашей планеты – Земли. Ее
сделали в космосе космонавты. Нашу планету называют голубой. Как вы
думаете, почему? (Потому что много воды). - Да, ребята, бескрайние водные просторы делают нашу планету голубой и дают жизнь всему живому на ней. Давайте
найдем на глобусе нашу страну и посмотрим, какие же воды омывают ее
берега. (Рассматривание глобуса). На севере – суровый Северный ледовитый
океан, на востоке – самый большой Тихий океан, на юге – Черное море, на
западе – Балтийское море и множество озер и рек. Сегодня, к нам с
вами в гости приплыла золотая рыбка. (Дети рассматривают рыбку). Как
мне рассказала рыбка, ее к нам прислал морской царь Нептун, чтобы она
проверила ваши знания о подводном царстве и его обитателях. Рыбка очень
волнуется, что вы не сможете ни чего рассказать, и тогда Нептун
рассердится и нашлет бури, ураганы, которые поднимут высокие волны -
тяжело придется тогда морским обитателям. (Звучит запись морского
прибоя). Ребята, постараемся, успокоить Морского Царя? (Да). - Золотая рыбка просит вас отгадать загадки о морских животных. У родителей и деток Вся одежда из монеток. (Рыбки). Вот просторы океана Бороздит гора с фонтаном. Бьет хвостом, вода кипит, Проплывает важно… (Кит). Груша с длинными ногами Поселилась в океане. Целых восемь рук и ног Это чудо… (Осьминог). Над водой взметнулась глыба – Это очень злая рыба! Показала свой плавник, И опять исчезла в миг. (Акула). Ты уже, дружок, конечно, Что-то слышал обо мне. Я всегда пятиконечная, И живу на самом дне. (Морская звезда). -
Молодцы! С первым заданием справились. А вот и второе – необходимо,
выбрать карточки с изображением морских обитателей. (Дети отбирают
карточки по заданию). - А теперь самое сложное задание нужно рассказать об обитателях морей и океанов. (Рассказы детей). - Как вы, думаете, почему рыбки не тонут? (Есть воздушный пузырь.) -
А давайте проверим это утверждение. У меня есть металлическая рыбка. Вы
знаете, что металлические предметы тонут. Давайте к ней прикрепим
воздушный шарик, и посмотрим, что же произойдет. (Дети проводят опыт -
вывод, что рыбкам держаться на воде помогает воздушный пузырь.) - Ребята, слышите - море успокоилось. Золотая рыбка говорит вам: «Спасибо. Вы очень много знаете. Морской Царь будет доволен». А сейчас рыбка предлагает вам поиграть в игру «Море волнуется». - Как вы хорошо играли, какие интересные фигуры делали. - Ребята, а кто из вас видел настоящее море? Купался в нем? - Замечательно! А может кто-нибудь знает, какая в море вода? (Не знаем). -
Морской Царь передал нам сосуд с морской водой. Мы ее сейчас попробуем.
Но сначала давайте вспомним, можно ли пробовать на вкус незнакомые
жидкости и предметы. Давайте повесим запрещающий знак, чтобы он нам
напоминал об осторожности. (Воспитатель разливает в стаканчики чистую подсоленную воду. Дети пробуют ее на вкус, говорят, что вода соленая.) - Верно, ребята. Вода в морях – соленая. А вот в реках и озерах вода пресная. А, вы, знаете, что значит – пресная? (Нет) -
Пресная вода, значит – не соленая, без соли. А как вы думаете, в какой
воде легче плавать в соленой или в пресной? (Не знаем). А хотите
узнать? (Да). А что для этого надо сделать? (Провести эксперимент.)
Тогда давайте пройдем в нашу лабораторию и проведем опыт. (Дети проходят к столам и надевают халаты). -
У вас, есть какие-либо предложения? Какой опыт можно провести, чтобы
ответить на поставленный вопрос? (Рассуждения детей). Я предлагаю,
провести опыт с яйцом. У вас на столах стаканчики с пресной
водой. Перелейте эту воду в большую емкость. У нас получилась емкость с
пресной водой. Опустим в нее сырое яйцо, и посмотрим, что же будет. (Оно
утонуло). - Теперь нам нужно опустить яйцо в соленую воду. Как получить соленую воду? (Добавить соль). Дети добавляют в воду соль, размешивают ее. Затем опускают яйцо в соленую воду. Яйцо плавает. - Что показал нам этот опыт? (Что в соленой воде яйцо плавает, а в пресной тонет). - Правильно. Из этого мы делаем вывод, что в соленой воде плавать? (Легче). -
Правильно. Молодцы! Мы с вами хорошо потрудились: помогли золотой рыбке
успокоить Морского царя, провели интересные опыты. Пора и поиграть в
веселую игру «Рыбки». Пальчиковая игра «Рыбки». Пять маленьких рыбок плескалось в воде. Лежало большое бревно на песке. И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» Другая ответила: «Здесь глубоко!» А третья сказала: «Мне хочется спать!» Четвертая стала чуть-чуть замерзать. А пятая крикнула: «Здесь крокодил! Плывите скорее, чтоб не проглотил!» |