Программное содержание
Обучающее: научить детей замечать и
называть сезонные изменения на экологической
тропе и устанавливать взаимосвязи; продолжать
знакомство с экосистемой «лес» и с природой
северного края. Развивающее:
развивать умение доказывать,
используя соответствующие словесные построения:
потому что, так как… Воспитательное:
развивать чувство
прекрасного, воспитывать интерес к природе
родного края, показать значимость каждого
человека в ее сохранении. Формировать заботливое
отношение к своему здоровью через систему знаний
о лекарственных растениях нашего края. Материалы:
флажки красного цвета, ведерки или
корзинки для сбора природного материала,
фотоаппарат, альбом и карандаш, перчатки и
целлофановые пакеты для сбора мусора. Предварительная работа:
рассмотреть
маршрутную план-карту, составленную весной,
вспомнить объекты наблюдения на экотропе,
стихотворения о весне и выучить стихотворения о
лете.
ХОД ЭКСКУРСИИ
В: Ребята, сегодня мы с вами
отправимся на экскурсию по экотропе, где нас
снова ждут новые путешествия и новые знания. Вы
готовы отправиться в лес за здоровьем и знаниями?
Д: Да, ура!
В: Тогда в путь.
(По дороге к лесу дети читают стихи о
весне, поют песни...)
Вот мы с вами и пришли полюбоваться
красотой летнего леса. А помните, как мы
приходили сюда весной? Какими были деревья,
кустарники? Ребята, давайте пойдем по нашему
маршруту и внимательно посмотрим, что изменилось
и почему. А что мы забыли?
Д: Сказать лесу «здравствуй!».
В: Молодцы, а правила поведения
вы тоже помните?
(Дети вместе с воспитателем
повторяют правила поведения на природе.)
В: Итак, нас ждут тропинка и новые
двигательные упражнения. До нашей березки
сегодня мы будем выполнять такие движения:
ходьба с высоким подниманием коленей, в
полуприседе, широким шагом.
Объект 1. Березка.
В: Поднимая ноги выше,
Мы к лесной березе вышли
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
Здравствуй, березка, здравствуй,
красавица! Посмотрите, ребята, какая она стала
красивая в зеленом наряде. Вы помните, какой она
была весной?
Д: Да, на ней не было листочков.
В: Посмотрите, как она
изменилась, ну просто чудо, и подросла даже...
Ребята, обратите внимание: из почек не только
листочки появились, но и стали расти молодые
веточки.
(Дети рассматривают веточки березы.)
Правда, молодые веточки совсем
маленькие. Как вы думаете: почему?
Д: Потому что им не хватает
тепла, мы же на севере живем…
В: Правильно, у нас короткое
лето и долгая зима, поэтому и растения растут
медленно. Но даже за это короткое время все
растения стараются набраться сил, подрасти, а
также очистить воздух от вредных веществ. Они
стараются для нас, вот поэтому мы должны беречь
каждую травинку, каждый кустик, каждое деревце. И
тогда воздух будет чище, а наш северный край
красивее.
Давайте попрощаемся с березкой. Нас ждет
следующая остановка, до которой мы будем
выполнять такие упражнения: ходьба
приставным шагом, бег змейкой, прыжки с места.
Объект 2. Сосна.
В: Вот и наша сосна, она почти не
изменилась, правда, хвоинки стали ярче, зеленее.
Давайте погладим ствол этого могучего дерева,
пожелаем сосне здоровья, вдохнем свежий аромат
хвои, наберемся сил и пойдем дальше, ведь нас ждут
новые тайны леса... Ребята, что вы ощущаете под
ногами?
Д: Мягкий мох и много иголок.
Упражнение дыхательной гимнастики
«Сдуй хвоинку»
В: Возьмите на ладошку по одной
хвоинке и подуйте на нее. Глубокий вдох через нос
– и подули на хвоинки. У кого хвоинка улетит
дальше, тот и победит.
(Дети соревнуются друг с другом.)
Мхи и лишайники часто встречаются в
наших лесах.
В сухом бору, на почве бедной,
Лишенный листьев и корней,
Растет лишайник – дар целебный
Природы северной моей.
Посмотрите, ведь у него действительно
нет корней и листьев. По лишайникам можно
определить, какой воздух в лесу. Если лишайников
много и они чувствуют себя хорошо – значит,
воздух в нашем лесу чистый. Если воздух
загрязнен, лишайники погибают.
А это что за мох? Вы знаете, как он называется?
Д: Нет.
В: Это ягель, любимый
корм оленей. Даже зимой олени добывают его из-под
снега своими копытами. Есть в наших краях и
другие мхи, их много, и мне хочется познакомить
вас еще с одним видом – сфагнумом.
Посмотрите, они совершенно разные, но сходство у
них есть. Если у вас в лесу случится беда и под
рукой не окажется ничего, чтобы остановить кровь,
вспомните об этих чудесных растениях. Стоит
только приложить сфагнум или ягель к ранке, как у
вас остановится кровотечение, пройдет боль – и
ранка быстрее заживет. Вот такой доктор есть в
нашем лесу.
Следующая остановка и новые упражнения: бег
на носках, змейкой; подпрыгивание до ветки
дерева.
Объект 3. «Чистый лес».
В: Ребята, мы не смогли хорошо
убрать наш участок леса весной, потому что еще в
некоторых местах лежал снег. А сейчас нам
предстоит снова заняться полезной работой.
(Воспитатель раздает детям перчатки
для сбора мусора.)
Помните, как правильно убирать мусор?
Хорошо, давайте поможем лесу и самим себе.
(Дети убирают мусор, стараясь собрать
его как можно больше.)
Мусор собран, лес выглядит как в сказке
– чистым и красивым. Так хочется, чтобы он всегда
был таким, правда?.. Ребята, тише! Вы слышите? (Предлагает
детям послушать, как стучит дятел, и попытаться
его увидеть.) Вот мы и услышали лесного доктора.
Как вы думаете: кто это?
Д: Дятел.
В: Он ищет больные деревья и
лечит их. Как узнать, больное дерево или нет?
(Подходят к больному дереву.)
Посмотрите, хвоинки желтеют, опадают,
кора трескается, течет по стволу сок – дерево
«плачет», под корой много насекомых. И этому
дереву может помочь только дятел – санитар леса.
Как дятел лечит деревья?
Д: Он поедает вредных для
дерева жуков, достает их из-под коры.
В: Муравьи тоже спасают больные
деревья, защищая их от вредителей. И мы можем
помочь этому дереву, ведь у нас с собой масляная
краска. Давайте замажем трещины в коре дерева.
(Воспитатель вместе с детьми лечит
дерево.)
Постарайся, деревце, не погибнуть и
вырасти большим и красивым… Ребята, посмотрите,
что это за холмик под деревом? Кто же сложил эти
шишки?
Д: Наверное, белочка.
В: Она очень любит сосновые
семена – это ее любимая еда. А чем еще питаются
белки?
Д: Грибами, ягодами…
В: Могут даже своровать из
птичьего гнезда яйцо. Здесь по близости
находится дупло белки. Хотите сходить к белке в
гости? Но мы будем не просто идти, а выполнять движения:
прыжки через препятствия, ходьба на носках,
пятках, с закрытыми глазами.
Объект 4. «Белкин дом». (Зарисовать,
отметить на карте.)
В: Ребята, посмотрите на деревья,
стоящие вокруг. Кто первый увидит дупло?
(Дети увидели два дупла.)
Вот это и есть дом белки, где она растит
своих маленьких бельчат... Ребята, а вы знаете, кто
построил это дупло и кто раньше жил в нем?
Д: Наверное, дятел.
В: Правильно, ведь у дятла очень
крепкий клюв, которым он достает из-под коры
насекомых, а на кончике язычка – липучка. Стоит
дятлу сделать дырочку в стволе дерева и
дотронуться своим язычком до насекомого, как
язычок крепко прилипает к насекомому и никогда
его уже не отпустит. С помощью своего крепкого
клюва дятел не только добывает себе еду, но и
строит дупло, где выводит своих птенцов. Но в этом
дупле он выводит птенцов только один раз, затем
улетает дальше, ведь для того, чтобы прокормить
птенцов, ему нужно много насекомых. А свободное
дупло занимают белки, приводят его в порядок и
растят свое потомство.
Сейчас мы пойдем в гости к еще одним обитателям
леса. А движения у нас будут такие: бег на
носках, с кружением, прыжки на обеих ногах, на
месте и с продвижением в разные стороны.
Объект 5 . Сладкая аптека. (Отметить
на карте.)
В: Растет брусника в тихой роще,
Смолистым воздухом дыша,
Ведет всю жизнь как можно проще
И оттого так хороша.
(Н.Холодовский)
Мы уже говорили с вами о том, что в лесу
растут не только сосны. Посмотрите внимательно,
вы узнаете эти кустарники?
Д: Да, это брусника и голубика.
Только на них нет пока ягод, на них сейчас
маленькие цветочки.
В: Правильно. Видите, как спешат
растения? Ведь за короткое теплое время они
должны не только успеть зацвести, но и угостить
всех жителей леса вкусной ягодой. В наших
северных ягодах много витаминов, они очень
полезны. А брусника даже не сбрасывает листья на
зиму, чтобы больше сил отдавать цветению. И
поэтому брусника – вечнозеленое растение… С
приходом тепла вернулись с юга птицы, и у них
сейчас самая ответственная пора.
Д: Они вьют гнезда, чтобы
вывести птенцов.
В: Давайте представим себя
птицами и поиграем в игру «Птицы вьют гнезда».
(Дети изображают птиц: летают, клюют
зерна. По сигналу они должны найти себе пару,
подбежать к любому дереву, принять позу – стоя на
одной ноге, лицом друг к другу, взявшись за руки.
Придерживаются правила: бегать бесшумно, легко,
на носках, не кричать.)
Свободные игры детей. Дать детям
возможность самостоятельно побродить по лесу,
полюбоваться его красотой, подышать смолистым
воздухом.
В: Я хочу, чтобы, уходя из леса,
вы взяли с собой столько хорошего настроения,
здоровья, счастья, сколько захотите, чтобы хорошо
себя чувствовать, быть веселыми и никогда не
болеть. Давайте попрощаемся с лесом, нам пора
возвращаться.
(Короткая дорога обратно. По дороге
дети собирают природный материал: шишечки,
веточки, хвоинки.)
Последующая работа: беседа об
изменениях в лесу летом, о том, что детям
запомнилось больше всего, изготовление поделок
из природного материала.
|