Программные задачи:
Воспитывать у детей любовь к родной природе, бережное
и внимательное к ней отношение. Пробудить интерес к окружающему миру.
Расширять запас слов, обозначающих названия предметов,
действий, признаков, проводить работу над антонимами. Учить правильно
согласовывать существительные с прилагательными, образовывать однокоренные
слова; использовать в речи предложения. Продолжать работу над развитием
связной речи: совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять
умение отвечать на вопросы, пересказывать тексты, заучивать наизусть
стихотворения.
Материалы к занятиям: иллюстрации на осеннюю тему,
пластмассовые листочки (клена, березы).
Ход занятия
— Ребята, отгадайте загадку:
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень.)
— Какое сейчас время года? ( Осень.)
— Какие осенние месяцы вы знаете?
(Сентябрь, октябрь, ноябрь. Преподаватель произносит
первые звуки в названии осенних месяцев С..., Н..., О....)
— Чем отличается осень от лета?
(День стал короче, ночь длиннее. Темнеет быстрее. Днем
стало холоднее. Солнце греет не так. Листья пожелтели. Деревья готовятся к
зиме. Птицы улетают в теплые края. Люди одеваются теплее.)
— Ребята, осень бывает разная: ранняя, поздняя,
золотая. Посмотрите. (Показ
иллюстраций.)
Игра «Осенние слова»
Цель: упражнять в подборе имен прилагательных.
— Ребята, придумайте слова об осени. Осень какая?
(Золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая,
задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная,
дождливая, расписная, «очей очарованье».)
— Поэт Иван Бунин так сказал о лесе в своем
стихотворении:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
— Лес осенью какой?
(Задумчивый, унылый, тихий, настороженный, притихший,
грустный, молчаливый, одинокий, словно терем расписной, золотой,
багряный, лиловый, опустевший.)
— Что значит лиловый?
(Синонимы — фиолетовый, сиреневый.)
Игра «Наоборот»
Цель: придумать слова, противоположные по значению.
— Ребята, придумайте слова, противоположные по
значению словам:
Радостный - (грустный, печальный)
Светлеть - ( темнеть )
Сухой - (мокрый )
Тишина - ( шум)
Часто - (редко)
Ясный - ( пасмурный )
Мерзнуть - ( согреваться )
— Вспомним, какие листочки у деревьев осенью? (Преподаватель
раздает пластмассовые листочки.) (Зеленые, желто-красные, оранжевые,
разноцветные, бурые, пестрые, сухие.)
— Как называется оранжевый листочек? (Кленовый.)
— От какого дерева? (От клена.)
— А зеленый? (Березовый.)
— От какого дерева? (От березы.)
Физкультминутка
— Ребята, сейчас мы с вами превратимся в листочки.
Повторяем за мной: что делают листочки?
(Дети повторяют вместе с воспитателем: летят, кружатся!,
вертятся, вьются, вращаются, желтеют, краснеют, увядают, опадают, засыхают,
осыпаются, замерзают.)
— Как называется явление в природе, когда опадают
листья осенью?
(Листопад.)
— Придумаем
родственные слова к слову лист.
(Лист — листва, листок, листья, листочек, листопад,
лиственный.)
Заучивание стихотворения наизусть
Падают, падают, листья.
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
М. Красев
Составление рассказа «Оранжевые листья»
(Воспитатель показывает иллюстрации.)
План рассказа:
1. Где гуляет девочка?
2. Какие деревья она увидела?
3. Что происходит с листьями?
4. Что собрала девочка?
(Рассказ детей: Девочка гуляла по лесу. Она увидела
клены и березы. Листья плавно падали с деревьев. Девочка собрала букет из
кленовых листьев.)
Физкультминутка
Массаж
для пальчиков
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальцы погулять.
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того...
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный ...
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный ...
Он избалованный самый. А мизинчик, хоть и мал ...
Очень ловок и удал!
Упражнение
на мелкую моторику
— Ребята, отгадайте загадки. Тогда вы узнаёте, что
будете обводить по точкам.
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь.
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ... ( Солнце.)
— Сколько солнышек на небе? (Одно.)
— Оно находится высоко или низко? Далеко или близко?
— Как оно светит? (Ярко.)
— Какое оно?
(Теплое, горячее, палящее.)
— Вспомним родственные слова.
(Солнце, солнышко, погода — солнечная, день — солнечный,
летом — солнцепек.)
— Отгадайте еще загадки.
Белым паром поднялось
И по небу понеслось. (Облако.)
Пушистая вата плывет куда-то:
Чем вата ниже, тем дождик ближе. ( Облако.)
Материал
к занятиям по развитию речи
— Ребята, так что мы будем обводить по точкам?
(Солнышко, облачко.)
— Правильно. Молодцы!
Подведение итога занятий. Вручаются призы за отличную
работу.
|