Впереди новогодний праздник, поэтому начинается работа
по воспитанию у детей бережного отношения к ели — воспитатель организует цикл
наблюдений за елью, растущей на участке детского сада или вблизи него. Если
есть выбор для наблюдений, предпочтительна молодая, не очень высокая ель.
Наблюдение 1. «Как узнать ель?»
Цель: упражнять детей в умении отыскивать знакомые
деревья по одному-двум характерным признакам; показать особенности ели, по которым
ее легко выделить среди других деревьев (ветви покрыты зелеными иголками,
похожа на пирамидку, потому что вверху ветки короткие, а книзу становятся все
длиннее и длиннее).
На участке воспитатель предлагает детям отыскать
знакомые им деревья: березу — по белому стволу, а тополь — по серому стволу,
рябину — по оставшимся на ветках ягодам, ясень — по гроздьям семян-летучек,
висящих на ветвях, и т. д. Затем воспитатель говорит, что надо отыскать еще
одно дерево, про которое придумана интересная загадка.
Ее всегда в лесу найдешь —
Стоит колючая, как еж,
А к нам придет под Новый год —
Хлопот веселых полон рот:
Ребята будут рады,
Готовят ей наряды.
Пойдем гулять и встретим.
Зимою в платье летнем.
(Ель.)
Отыскав ель, воспитатель обращает внимание детей на
два признака — «наряд» из иголок и пирамидальное строение. Говорит, что по этим
особенностям дерево легко отличить от всех остальных. Предлагает ребятам
пройти по всей территории и найти разные ели — большие (высокие, старые) и
маленькие (низкие, молодые).
В конце наблюдения воспитатель читает детям
стихотворение О. Высотской «Елочка».
Ни листочка, ни травинки!
И березки, и осинки
Скучные стоят.
Тихим стал наш сад.
Только елочка одна
Весела и зелена,
Видно, ей мороз не страшен,
Видно, смелая она.
В дальнейшем это стихотворение воспитатель разучивает
со всеми детьми.
Наблюдение 2. «Какая ель?»
Цель: уточнить представление детей о строении ели:
один ствол, покрытый коричневой корой; верхушка; много веток, которые
постепенно увеличиваются книзу, все ветки покрыты зелеными, жесткими, колючими
иголками; коричневые шишки (на высокой взрослой ели).
Проводя наблюдение, воспитатель предлагает детям,
чтобы они получили не только зрительные, но и кинестетические тактильные
впечатления, совершить разнообразные действия: погладить ствол, прижаться к
нему щекой (если возможно); потрогать иголки и ощутить их жесткость, колючесть;
показать руками пирамидальное строение дерева. В конце наблюдения воспитатель
может еще раз загадать уже известную им загадку и новую.
Что же это за девица?
Ничего сама не шьет,
Не швея, не мастерица,
А в иголках
круглый год.
(Ель.)
На участке детского сада продолжается цикл наблюдений
за елью.
Наблюдение
3. «Чем прекрасна ель?»
Цель: показать детям красоту дерева, которая заключается в
его стройности, пирамидальной форме, зеленом наряде, снежном убранстве, в
сверкающем на солнце инее на ветвях, шишках; учить детей любоваться деревом,
разговаривать с ним.
В процессе наблюдения воспитатель обращает внимание
детей на то, что быть рядом с елью, гулять возле нее очень полезно для
здоровья: она красива — на нее приятно смотреть, ее ароматом полезно дышать.
Воспитатель спрашивает, что красивого дети находят в ели. Предлагает глубоко
подышать с закрытыми глазами ее ароматом, затем полюбоваться красотой дерева. В
конце наблюдения дети сами загадывают знакомые загадки, читают стихотворение О.
Высотской «Елочка».
Наблюдение
4. «Сравним живую и игрушечную ели».
Цель: показать детям главные особенности живого дерева (ель
на участке живая, у нее в земле корни, корни питают ее соками земли, в теплое
время года дерево растет — у него появляются новые ветки, шишки, старые ветки
становятся длиннее, ель издает аромат), игрушечная ель искусственная, ее
сделали на заводе из пластмассы, у нее есть ствол, ветки, но нет корней — она
неживая, не пахнет, ее можно поставить в любое место, с нею можно играть.
Воспитатель выносит на участок игрушечную елочку,
ставит возле ели, предлагает посмотреть на то и другое дерево, сравнить их и
найти различия. После высказываний детей делает вывод о главном различии: одно
дерево живое, другое искусственное. Говорит: «Ребята, приближается
замечательный праздник — Новый год! Его всегда празднуют возле елки. Было бы очень
хорошо, чтобы у вас дома была искусственная елочка, а не живая. Ведь живая,
если ее спилят, потом засохнет, умрет, и не будет в лесу елки. А искусственная
елочка тоже красива! Ее можно нарядить — украсить разными игрушками, она не
будет осыпаться. А радость будет всем. Послушайте, какое замечательное
стихотворение написала Ирина Токмакова, оно называется «Хороший подарок».
Мне елку купили!
Мне елку купили!
Ее на опушке в лесу не рубили
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите, скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей!
Вся — в хвое мохнатой, блестящей и пышной.
Задень — и она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке, макушкой кивая.
Кому?
Никому, просто — ветру, метели,
Соседке — живой и неспиленной ели.
В дальнейшем воспитатель разучивает это стихотворение
со всеми, кто пожелает.
В один из дней воспитатель с детьми посещает елочку,
за которой ведутся наблюдения.
Наблюдение 5. «Поможем нашей елочке».
Цель: воспитывать у детей эмоционально-положительное
отношение, сочувствие к живой ели, желание облегчить ее зимнее существование;
дать представление о том, что в сильный мороз деревья могут замерзнуть, поэтому
их следует прикапывать снегом, который согревает корни и ствол, что большое
количество снега на лапах ели вредно для нее, так как оттягивает их вниз и
может сломать, ели можно помогать, легонько отряхивая снег с веток.
За время наблюдения воспитатель читает детям
стихотворение К. И. Чуковского «Елка».
Были бы у елочки ножки,
Побежала бы она
по дорожке.
Заплясала бы она
вместе с нами,
Застучала бы она каблучками...
Затем воспитатель уточняет знания детей с помощью
вопросов: какая это ель — живая или искусственная? Могут ли у нее быть ножки и
каблучки? Что у живой ели под снегом и под землей? Подчеркнув, как трудно
деревьям зимой, воспитатель предлагает помочь дереву — прикопать сугроб вокруг
ствола. Сам осторожно отряхивает снег с лап.
На этой неделе воспитатель завершает работу с детьми
по созданию альбома «Елочка», рассматривает его вместе с желающими в свободное
время.
Начинается подготовка к детскому новогоднему празднику
и празднику для кукол. Воспитатель оживляет в памяти детей выученные ранее
стихотворения, готовит выступления отдельных ребят.
На этой неделе, как и в предыдущие, осуществляются подкормка
птиц и работа с детьми-помощниками в уголке природы.
В начале недели (в понедельник) воспитатель берет
самую любимую детьми куклу из игрового уголка и от ее имени говорит: «Ребята,
все игрушки знают, что скоро будет праздник, очень веселый. Все говорят про
елку. А мы — куклы, зайчики, мишки — ничего не знаем. У нас праздника никогда
не бывает. Мы будем плакать, потому что хотим на праздник!» Воспитатель утешает
куклу: «Ирочка, не надо плакать! Мы с ребятами обязательно устроим вам
праздник. Иди к игрушкам и успокой их». Педагог зовет ребят и шепотом (чтобы не
слышали куклы) обсуждает с ними, как организовать новогодний праздник для
кукол. Намечаются такие дела:
— привести кукол в порядок: почистить, умыть,
расчесать волосы, постирать их грязную одежду и нарядить всех к празднику;
— подготовить елку: сделать игрушки и нарядить ее;
— подготовить номера для выступления: выучить новые
стихотворения, вспомнить знакомые инсценировки, песни, игры;
— попросить повара испечь пирог, чтобы устроить
праздничный чай вместе с куклами.
В этот же день воспитатель распределяет номера: записывает
всех желающих прочитать на празднике выученные ранее стихотворения (независимо
от их тематики). Просит ребят, которые исполняли инсценировку «Подарок» (с
коровой), вспомнить ее. Распределяет новые стихи и предлагает детям выучить их
дома.
|