Вторая неделя сентября
Если в детском саду есть огород, воспитатель
организует помощь детей старшим дошкольникам, которые в это время собирают
урожай. В процессе помощи он предлагает детям рассмотреть все овощи: как они
растут на грядке, как выглядят вырванные из земли, где у овощей ботва, а где
корнеплоды, спрашивает, что такое вершки и что такое корешки.
Если огорода нет, воспитатель берет овощи на кухне,
рассматривает их с детьми, дает домашнее задание — посмотреть, какие овощи
есть дома, что из них готовят мамы. Организует также целевую прогулку к
ближайшему месту торговли — магазину, палатке, рынку.
Во всех случаях воспитатель использует моменты приема
пищи, рассматривает с детьми, что повар положил в суп, из чего приготовлены
салат, винегрет, сварен компот. Обсуждает с детьми, какие по вкусу, цвету,
форме, твердости овощи и фрукты в том или другом блюде.
Третья неделя сентября
Воспитатель продолжает накапливать у детей конкретные
представления об овощах и фруктах. Приносит в группу то морковь, то картофель,
то капустные листья, то свеклу. Рассматривая их, дети определяют цвет
корнеплодов снаружи и внутри, их запах, твердость сырых и вареных овощей и
другие особенности.
На этой неделе воспитатель начинает работу по ознакомлению
детей с сезонными явлениями природы. Ежедневно наблюдает с детьми погоду и
учит их отражать ее через картинки календаря. Опишем эту работу подробнее.
Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы в
средней группе — это набор цветных картинок, изготовленных самим воспитателем.
На них изображено одно и то же дерево в разных сезонных состояниях (в начале,
середине и конце осени) и в двух вариантах: на ветру и в безветренную погоду.
Покров земли также показателен для времени года и какого-либо его периода. Под
деревом могут быть зеленая трава и опавшие с дерева листья, жухлая трава, голая
земля, лужи, снег. Воспитатель выбирает дерево, растущее на участке детского
сада, обязательно лиственное, которое претерпевает яркие сезонные изменения,
например березу, рябину, лиственницу и др. Отдельно на картинках изображены
явления неживой природы: солнце, дождь, облака, тучи, радуга, снег, вьюга и
др. Картинки для календаря следует наклеить на плотный картон и запечатать в
прозрачную пленку — таким образом получится качественное наглядное пособие,
которое можно будет не один год использовать в работе с детьми. Приложением к
картинкам является картонная кукла с набором одежды на все сезоны. Работа с
таким пособием может проходить следующим образом.
Понедельник
Во время прогулки воспитатель, собрав детей,
предлагает им посмотреть на небо и сказать, что на нем — солнце, облака или
тучи. Спрашивает, какое солнце (яркое, слепящее, теплое, желтое, лучистое),
какое небо (голубое, высокое). Сам делает вывод: «Погода сегодня солнечная,
сухая, теплая». Если же небо облачное, выясняет, какие облака, какого цвета
(кучевые, белые, плывут высоко; или серые, покрывают все небо, низко висят над
землей). Дает образец другого вывода: «Погода сегодня облачная, пасмурная,
может пойти дождь». Затем обращает внимание ребят на ветер, просит посмотреть
на деревья — качаются ли ветки, в какую сторону наклоняются. И опять делает
вывод: «Погода сегодня ветреная (безветренная, тихая). Еще она теплая, поэтому
мы с вами легко одеты, только кофты и свитера поверх платьев и рубашек».
После возвращения в группу воспитатель раскладывает
перед детьми картинки с изображениями погодных явлений и просит найти ту, на
которой нарисовано такое же небо, какое они видели в этот день на прогулке.
Выбранную детьми картинку воспитатель помещает в
уголке природы (на подставке) и говорит: «Пусть эта картинка стоит до вечера.
Она показывает, что сегодня утром, когда мы гуляли, погода была вот такая».
Затем неожиданно появляется картонная кукла. Воспитатель
предлагает детям спросить у гостьи ее имя. Сообщает, что Машенька очень любит
гулять и будет приходить в группу всякий раз после наблюдений за погодой.
Просит ребят найти для нее такую же одежду, какая была у них на прогулке, и
помочь ей одеться. Воспитатель ставит куклу Машу возле картинки в уголке
природы: «Пусть она гуляет. Мы будем обедать и спать, а она пока погуляет».
Вечером, когда дети разойдутся по домам, воспитатель
убирает картинку и куклу.
Вторник
На прогулке воспитатель снова собирает детей и просит
понаблюдать за погодой: «Дети, вы помните, вчера была теплая солнечная погода,
солнце и голубое небо. Посмотрите, что на небе сегодня». Проговаривает все
погодные особенности и делает вывод: «Сегодня пасмурная, ветреная погода,
прохладнее, чем вчера, и одеты мы теплее — в куртки. Наверное, Маша придет
сегодня опять. Мы оденем ее потеплее, чтобы она не простудилась!»
Затем воспитатель предлагает дошкольникам рассмотреть
дерево, которое изображено на картинках календаря: «Дети, уже началась осень,
вся природа меняется. Давайте посмотрим на нашу березку. Какая она сейчас?
Какого цвета листья? Каких листьев больше — зеленых или желтых? Есть ли под
деревом на земле листья? Какого они цвета?»
Рассмотрев дерево, воспитатель обращает внимание детей
на то, как дует ветер и треплет ветви, листья.
В группе воспитатель раскладывает перед детьми все
осенние картинки календаря. Просит выбрать две картинки (с изображениями неба
и дерева), такие, которые отображают увиденное на прогулке. Помещает их в
уголок природы. Появляется Маша. «Ты опять пришла к нам в гости?! — удивляется
воспитатель.— Наверное, хочешь погулять? Дети, оденьте Машеньку потеплее, как
были одеты сами. Сегодня прохладнее, чем вчера». Вечером воспитатель убирает
картинки и куклу.
Среда
Воспитатель проводит работу, аналогичную описанной
выше, но при этом разнообразит приемы наблюдения и работу с календарем.
Например, кукла появляется рано, когда дети собираются на прогулку. «Машенька,
как хорошо, что ты пришла, пойдем с нами гулять!» — предлагает воспитатель.
Дети одевают куклу так же, как и себя. На участке воспитатель наблюдает с
детьми за погодой с участием куклы: дети объясняют Маше, какое небо, дует ли
ветер, как выглядит их березка. В группе они учат Машу правильно находить
соответствующие погоде картинки.
Четверг
Подыскивая новые приемы наблюдения, воспитатель может
предложить рассказать о погоде наиболее развитому ребенку: «Дети, пусть Илюша
нам расскажет, какое сегодня небо, что на нем, дует ли ветер. Мы все будем
слушать и, если понадобится, поможем ему». Воспитатель ищет игровые и
практические приемы наблюдения: использует ленточки, флажки, вертушку для
определения ветра. Предлагает ребятам закрыть руками глаза и послушать шум
ветра, дождя, подставить солнцу щеки или ладошки и т. п. Может включить в
наблюдение (на стадии его завершения) разнообразный литературный материал,
фольклор. Например, в пасмурный день воспитатель читает:
Солнышко-ведрышко!
Под окошком скачут!
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядное,
Твои детки плачут,
Красное, покажись!
(Русская народная песенка.)
В ветреную погоду могут прозвучать такие стихи:
Тише дуй, ветерок,
Сама поливала,
Тише дуй на мой садок!
Стерегла, берегла.
Я сама садик садила,
(Русская народная песенка.)
В группе дети уже более самостоятельно отыскивают и
выставляют картинки календаря природы. А Маша может «опоздать» — прийти, когда
дети обедают. «Машенька, где же ты была? — спрашивает воспитатель.— Ребята тебя
ждали, хотели одеть на прогулку. Ну ничего, сейчас тот, кто быстро поест,
оденет тебя по погоде, чтобы ты погуляла».
Пятница.
У детей уже есть опыт наблюдения за погодой и
обсуждения ее особенностей. Поэтому воспитатель может использовать прием
«наоборот». «Ребята,— говорит он,— сегодня я буду наблюдать и рассказывать вам
о погоде, а вы слушайте внимательно и, если я что-то скажу не так, поправьте
меня. Вот я смотрю на небо и вижу — оно ярко-голубое (на самом деле небо в
серых облаках), и солнце светит так хорошо, что даже слепит мне глаза. Дети, я
правильно сказала?» И т. п.
В группе дошкольники находят нужные картинки сами. Или
воспитатель может опять «делать ошибки». Маша может не прийти совсем, но зато
она появится в понедельник и расскажет, как и где она гуляла в выходные дни.
Сообщит и о том, какая была в эти дни погода. Кукла может спросить детей, где
они были в субботу и воскресенье, помнят ли, какая была погода.
Окончив в пятницу наблюдения за сезонными явлениями
природы, воспитатель убирает календарь и куклу до октября.
На этой же неделе воспитатель в повседневной жизни продолжает
накапливать у детей конкретные представления об овощах. В свободное время
организует с ними игры в чудесный мешочек, в загадки-описания. В игре он
использует только те плоды, которые дети уже хорошо знают. |