Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 27.04.2024, 16:16

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДОШКОЛЬНИКАМ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ [18]
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ [28]
ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ДОШКОЛЬНИКОВ [55]
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ [182]
ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ [101]
ДЕТЯМ О КОСМОСЕ [42]
КРОССВОРДЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ [102]
СОСТАВЛЯЕМ РАССКАЗ ПО КАРТИНКЕ [34]
Главная » Статьи » МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА » ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Наблюдения за погодой и обсуждения ее особенностей в средней группе

Вторая неделя сентября

Если в детском саду есть огород, воспитатель организует помощь детей старшим дошкольникам, которые в это время соби­рают урожай. В процессе помощи он предлагает детям рассмот­реть все овощи: как они растут на грядке, как выглядят вырван­ные из земли, где у овощей ботва, а где корнеплоды, спрашивает, что такое вершки и что такое корешки.

Если огорода нет, воспитатель берет овощи на кухне, рассмат­ривает их с детьми, дает домашнее задание — посмотреть, какие овощи есть дома, что из них готовят мамы. Организует также целевую прогулку к ближайшему месту торговли — магазину, палатке, рынку.

Во всех случаях воспитатель использует моменты приема пищи, рассматривает с детьми, что повар положил в суп, из чего приготовлены салат, винегрет, сварен компот. Обсуждает с детьми, какие по вкусу, цвету, форме, твердости овощи и фрукты в том или другом блюде.

 

Третья неделя сентября

Воспитатель продолжает накапливать у детей конкретные представления об овощах и фруктах. Приносит в группу то мор­ковь, то картофель, то капустные листья, то свеклу. Рассматривая их, дети определяют цвет корнеплодов снаружи и внутри, их запах, твердость сырых и вареных овощей и другие особенности.

На этой неделе воспитатель начинает работу по ознаком­лению детей с сезонными явлениями природы. Ежедневно наблю­дает с детьми погоду и учит их отражать ее через картинки календаря. Опишем эту работу подробнее.

Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы в средней группе — это набор цветных картинок, изготовленных самим воспитателем. На них изображено одно и то же дерево в разных сезонных состояниях (в начале, середине и конце осени) и в двух вариантах: на ветру и в безветренную погоду. Покров земли также показателен для времени года и какого-либо его периода. Под деревом могут быть зеленая трава и опавшие с дерева листья, жухлая трава, голая земля, лужи, снег. Воспитатель выбирает дерево, растущее на участке детского сада, обязательно лиственное, которое пре­терпевает яркие сезонные изменения, например березу, ряби­ну, лиственницу и др. Отдельно на картинках изображены явле­ния неживой природы: солнце, дождь, облака, тучи, радуга, снег, вьюга и др. Картинки для календаря следует наклеить на плотный картон и запечатать в прозрачную пленку — таким образом получится качественное наглядное пособие, которое можно будет не один год использовать в работе с детьми. При­ложением к картинкам является картонная кукла с набором одежды на все сезоны. Работа с таким посо­бием может проходить следующим образом.

Понедельник

Во время прогулки воспитатель, собрав детей, предлагает им посмотреть на небо и сказать, что на нем — солнце, облака или тучи. Спрашивает, какое солнце (яркое, слепящее, теплое, желтое, лучистое), какое небо (голубое, высокое). Сам делает вывод: «Погода сегодня солнечная, сухая, теплая». Если же небо облачное, выясняет, какие облака, какого цвета (кучевые, белые, плывут высоко; или серые, покрывают все небо, низко висят над землей). Дает образец другого вывода: «Погода сегодня облач­ная, пасмурная, может пойти дождь». Затем обращает внимание ребят на ветер, просит посмотреть на деревья — качаются ли ветки, в какую сторону наклоняются. И опять делает вывод: «Погода сегодня ветреная (безветренная, тихая). Еще она теп­лая, поэтому мы с вами легко одеты, только кофты и свитера поверх платьев и рубашек».

После возвращения в группу воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображениями погодных явлений и просит найти ту, на которой нарисовано такое же небо, какое они видели в этот день на прогулке.

Выбранную детьми картинку воспитатель помещает в уголке природы (на подставке) и говорит: «Пусть эта картинка стоит до вечера. Она показывает, что сегодня утром, когда мы гуляли, погода была вот такая».

Затем неожиданно появляется картонная кукла. Воспитатель предлагает детям спросить у гостьи ее имя. Сообщает, что Ма­шенька очень любит гулять и будет приходить в группу всякий раз после наблюдений за погодой. Просит ребят найти для нее такую же одежду, какая была у них на прогулке, и помочь ей одеться. Воспитатель ставит куклу Машу возле картинки в угол­ке природы: «Пусть она гуляет. Мы будем обедать и спать, а она пока погуляет».

Вечером, когда дети разойдутся по домам, воспитатель убирает картинку и куклу.

Вторник

На прогулке воспитатель снова собирает детей и просит понаблюдать за погодой: «Дети, вы помните, вчера была теплая солнечная погода, солнце и голубое небо. Посмотрите, что на небе сегодня». Проговаривает все погодные особенности и делает вывод: «Сегодня пасмурная, ветреная погода, прохладнее, чем вчера, и одеты мы теплее — в куртки. Наверное, Маша придет сегодня опять. Мы оденем ее потеплее, чтобы она не простуди­лась!»

Затем воспитатель предлагает дошкольникам рассмотреть дерево, которое изображено на картинках календаря: «Дети, уже началась осень, вся природа меняется. Давайте посмотрим на нашу березку. Какая она сейчас? Какого цвета листья? Каких листьев больше — зеленых или желтых? Есть ли под деревом на земле листья? Какого они цвета?»

Рассмотрев дерево, воспитатель обращает внимание детей на то, как дует ветер и треплет ветви, листья.

В группе воспитатель раскладывает перед детьми все осенние картинки календаря. Просит выбрать две картинки (с изображе­ниями неба и дерева), такие, которые отображают увиденное на прогулке. Помещает их в уголок природы. Появляется Маша. «Ты опять пришла к нам в гости?! — удивляется воспитатель.— Наверное, хочешь погулять? Дети, оденьте Машеньку потеплее, как были одеты сами. Сегодня прохладнее, чем вчера». Вечером воспитатель убирает картинки и куклу.

Среда

Воспитатель проводит работу, аналогичную описанной выше, но при этом разнообразит приемы наблюдения и работу с кален­дарем. Например, кукла появляется рано, когда дети собираются на прогулку. «Машенька, как хорошо, что ты пришла, пойдем с нами гулять!» — предлагает воспитатель. Дети одевают куклу так же, как и себя. На участке воспитатель наблюдает с детьми за погодой с участием куклы: дети объясняют Маше, какое небо, дует ли ветер, как выглядит их березка. В группе они учат Машу правильно находить соответствующие погоде картинки.

Четверг

Подыскивая новые приемы наблюдения, воспитатель может предложить рассказать о погоде наиболее развитому ребенку: «Дети, пусть Илюша нам расскажет, какое сегодня небо, что на нем, дует ли ветер. Мы все будем слушать и, если понадо­бится, поможем ему». Воспитатель ищет игровые и практические приемы наблюдения: использует ленточки, флажки, вертушку для определения ветра. Предлагает ребятам закрыть руками глаза и послушать шум ветра, дождя, подставить солнцу щеки или ладошки и т. п. Может включить в наблюдение (на стадии его завершения) разнообразный литературный материал, фольклор. Например, в пасмурный день воспитатель читает:

Солнышко-ведрышко!       

Под окошком скачут!

Выгляни в окошко!

Солнышко, нарядное,

Твои детки плачут,

Красное, покажись!

(Русская народная песенка.)

В ветреную погоду могут прозвучать такие стихи:

Тише дуй, ветерок,

Сама поливала,

Тише дуй на мой садок!

Стерегла, берегла.

Я сама садик садила,

(Русская народная песенка.)

В группе дети уже более самостоятельно отыскивают и выставляют картинки календаря природы. А Маша может «опоз­дать» — прийти, когда дети обедают. «Машенька, где же ты была? — спрашивает воспитатель.— Ребята тебя ждали, хотели одеть на прогулку. Ну ничего, сейчас тот, кто быстро поест, оденет тебя по погоде, чтобы ты погуляла».

Пятница.

У детей уже есть опыт наблюдения за погодой и обсуждения ее особенностей. Поэтому воспитатель может использовать прием «наоборот». «Ребята,— говорит он,— сегодня я буду наблюдать и рассказывать вам о погоде, а вы слушайте внимательно и, если я что-то скажу не так, поправьте меня. Вот я смотрю на небо и вижу — оно ярко-голубое (на самом деле небо в серых обла­ках), и солнце светит так хорошо, что даже слепит мне глаза. Дети, я правильно сказала?» И т. п.

В группе дошкольники находят нужные картинки сами. Или воспитатель может опять «делать ошибки». Маша может не прийти совсем, но зато она появится в понедельник и расскажет, как и где она гуляла в выходные дни. Сообщит и о том, какая была в эти дни погода. Кукла может спросить детей, где они были в субботу и воскресенье, помнят ли, какая была погода.

Окончив в пятницу наблюдения за сезонными явлениями при­роды, воспитатель убирает календарь и куклу до октября.

На этой же неделе воспитатель в повседневной жизни про­должает накапливать у детей конкретные представления об овощах. В свободное время организует с ними игры в чудесный мешочек, в загадки-описания. В игре он использует только те плоды, которые дети уже хорошо знают.

Категория: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ | Добавил: admin (18.01.2011)
Просмотров: 8998 | Теги: экология для дошкольников, основы экологических знаний, охрана природы, конспект занятия, экосистема, занятия по экологии в детском саду, загрязнение | Рейтинг: 4.2/5
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru