Наблюдения за растениями проводят с целью выяснения
влияния света на их рост, с последовательным зарисовыванием наблюдений.
Приготовьте две коробки из-под обуви (из них одну с
крышкой), алюминиевую фольгу, гравий, землю, семена фасоли.
В стенке одной из коробок прорежьте дырку шириной 3
см. Отверстие должно начинаться примерно в 3 см от верхнего края коробки и
доходить почти до поверхности грунта. Выстелите коробки алюминиевой фольгой.
Положите слой гравия на фольгу и наполните коробки землей наполовину.
Разделите объединение на две группы для посадки фасоли
в двух коробках. Дайте каждому ребенку по одному семени фасоли. Пусть каждый
посадит фасоль в бороздку на глубину в 3 см на расстоянии 4 см друг от друга.
Затем осторожно полейте.
Закройте крышкой ту коробку, на которой есть прорезь,
заклейте липкой лентой и поставьте ее прорезью к свету. Другую коробку
поставьте рядом открытой.
Спросите у детей, прорастет ли фасоль в закрытой
коробке. На коробках напишите дату посадки и попросите детей предсказать, когда
семена прорастут.
Через неделю полейте землю в обеих коробках, причем
коробку с прорезью снова закройте крышкой.
В конце второй недели попросите детей предсказать, что
они увидят при вскрытии коробки. Снимите крышку. Растения будут расти в сторону
отверстия к краю коробки, к свету. Проведите сравнения: насколько выросли
растения в двух коробках, и обсудите важность света для роста растений.
Затем проделайте другой опыт. Оставьте коробку
открытой и разверните ее так, чтобы растения гнулись от света. Спросите у
детей, как они думают, развернутся ли растения опять к свету. Предложите им
понаблюдать, сколько дней потребуется, чтобы растения снова развернулись к
свету.
В итоге необходимо нарисовать картинки, отражающие ход
проведенного эксперимента с фасолью.
Педагог должен также провести с первоклассниками
беседу, в ходе которой необходимо дать самые общие представления о строении
растений: корни, ствол (стебель), ветви (веточки), цветы, листья. Подчеркнуть,
что для того, чтобы жить, растение должно дышать, есть и пить, ему нужен свет.
Для того чтобы устоять в непогоду, растение должно иметь крепкие корни.
Чтобы продемонстрировать детям, как корни держат
растение, можно провести следующий опыт. Взять коробку с песком, поставить в
нее модель ствола дерева (без разветвленных корней палочку) и подуть так,
чтобы модель упала. После этого взять другую модель (палочку с корневой
системой), укрепить в песке и так же подуть на нее. Обратить внимание детей на
то, что палочка не упала. Комнатным растениям помогает выжить человек.
Далее сделать сравнение между человеком и растением.
Человек так же, как и растение, дышит, ест, пьет, ему тоже нужен солнечный
свет. У человека тоже есть корни. Это его предки - родители, бабушки и дедушки.
В отличие от растения человеку нужна еще и духовная пища. Можно спросить, что
любят дети: играть, читать книги, рисовать, слушать музыку и т. д. Чтобы жить,
человек должен быть крепким духовно, т. е. уметь преодолевать трудности. За
детьми, как за комнатными растениями, ухаживают взрослые. Если дети сумеют
научиться всему хорошему от своих родителей, бабушек и дедушек, т. е. получить
духовную пищу, то они станут сильными и смогут помогать не только себе, но и
другим: людям, растениям и животным.
|