Программные задачи: Уточнить представления о классификации
животных (звери, птицы, насекомые, земноводные). Развивать связную речь,
упражняя в употреблении сложноподчинённых предложений. Способствовать
снятию психологической инерции, приобщая детей к умению мыслить
системно, творчески. Обогащать словарь. Поощрять попытки к чтению,
звуко-слоговому анализу слов. Развивать творческое воображение,
фантазию.
Материал и оборудование: Изображение электрички (поезда) с
четырьмя вагонами.; предметные картинки: звери (медведь, белка, лиса,
ёж), птицы (ласточка, грач, скворец, чайка), насекомые (муравей, муха,
бабочка, комар), земноводные ( лягушка, уж, черепаха, улитка); части
тела всех вышеуказанных существ (голова, туловище, лапы, хвост);
предметные картинки или игрушки, не имеющие общей направленности; лист
бумаги, цветные карандаши.
Ход занятия:
- Сегодня мы будем путешествовать. Вот и транспорт готов. Как он
называется? (Электричка). Что у неё есть? Чем похожи вагоны? Чем
отличаются?
- А кто это сидит на перроне и ждёт посадки? (на столе картинки с
изображением животных).
Воспитатель распределяет детей на 4 группы (в каждой выбирается
проводник) и даётся задание: рассадить животных таким образом, чтобы в
первом вагоне ехали звери, во втором – птицы, в третьем – насекомые, в
четвёртом – земноводные. Предлагаю проводникам назвать своих пассажиров.
- Кого мы видим в первом вагоне? Как их можно отличить от других живых
существ? (четыре лапы, тело покрыто шерстью, малышей кормят молоком).
- Назовите главный отличительный признак пассажиров второго вагона (две
ноги, клюв, перья)
- Расскажите о пассажирах третьего вагона (шесть лапок, три ярко
выраженные части тела).
- Кто разместился в четвёртом вагоне? Из называют земноводными. Почему?
(Они могут жить и в воде, и на суше).
- Кто здесь лишний? Почему проводник пропустил щуку? (Она очень
просилась и в воде тоже живёт).
- Спасибо за помощь. Пассажиры уже удобно расселись в вагонах. Кто же
поведёт электричку?
После некоторых рассуждений дети пришли к выводу, что необходим
машинист.
Воспитатель: Согласна, только необычный. Пусть сегодня всё
будет сказочно. Закройте глаза, я приготовлю предметы для
фантазирования.
Воспитатель выставляет стенд с заготовками частей тела животных. Затем
предлагает поступить следующим образом: в первом вагоне позаимствовать
туловище любого зверя, во втором вагоне – хвост, в третьем – хвост, в
четвёртом – голову, и объединить все части в одно целое.
- Что получилось? Как назовём это фантастическое животное? (Например,
МедоМуроЛастоЗмей) – это и будет наш машинист.
- Дан сигнал к отправлению.
- Чтобы веселее было ехать предлагаю спеть любимую песню о животных (по
желанию детей) - Остановка «Сплюшкино». Здесь выходят те, кто зимой впадают в спячку,
а весной пробуждаются. Кто должен выйти из первого вагона? (медведь,
ёж), из второго вагона? (никто), из третьего вагона? (все), из
четвёртого вагона – лягушка, уж.
- Давайте проводим наших друзей (поглядите друг на друга на прощание,
дружески потормошите по плечу, подмигните, поднимите руки над головой,
помашите, сделайте прощальный жест, крепко пожмите друг другу руки). - Путешествие продолжается. Обратите внимание на оставшихся
пассажиров. Назовите тех, чьё название состоит из 2-х частей (слогов),
из 3-х, из 1 части.
- Что объединяет пассажиров второго вагона (перелётные птицы). Назовите
любой звук и найдите его в названии оставшихся пассажиров? Определите
место этого звука в слове. - Остановка «Понимайкино»
Наше путешествие закончилось. Я хочу спросить, чему можно научиться
человеку у животных, а чему нельзя, что не подходит человеку?
|