Цепь: воспитывать у детей гуманные чувства к нелюбимым и незаслуженно
преследуемым людьми животным; раскрывать необоснованность мотивов преследования
людьми некоторых нелюбимых животных; формировать правила поведения с этими
животными.
Ход занятия
Воспитатель рассказывает, что сегодня Ольга Петровна
мыла полы и отодвинула шкаф, а там - паутина и её хозяин - маленький черненький
паучок.
- У Ольги Петровны доброе сердце, и она не стала его
обижать. Знаете, что она сказала?
«Он живой, а значит, имеет право на жизнь!»
- Что стало с этим паучком, вы узнаете чуть позже. А сейчас
мы с вами поговорим на очень важную тему.
- Люди всегда любили деревья, травы, цветы, птиц,
насекомых, зверей.
Но всех ли? Возьмем, к примеру, животных. Все ли
животные любимы человеком? Всех ли любите и бережете вы? Почему? Назовите
своих любимцев и нелюбимцев. (Ответы
детей).
- Многие люди не любят мышей, крыс, тараканов,
комаров, пауков, мух, червей, жаб, лягушек, змей и т. д. А за что их не любите
вы? (Ответы детей).
Воспитатель предлагает детям серию картинок.
- Муху не любят за то, что садится на пищу, разносит
болезни, надоедливая, кусается.
- А вот послушайте, какой случай произошел в США, в
Калифорнии.
В одном
живописном уголке возле красивого озера люди уничтожили надоедливую мошкару,
которая мешала наслаждаться природой. Это была серьезная операция - вертолеты
опрыскивали эту мошкару, потратили много денег. И вот успех - мошкара полностью
исчезла...
А потом
исчезла и рыба в озере, и птицы кругом...
- Ребята, мы часто расцениваем мух, мошкару как
вредных животных, забывая при этом, что в природе сложилась непрерывная цепь
питания, равновесие.
Оказывается, мухи, комары приносят огромную пользу,
они служат кормом для птиц, рыб, лягушек, стрекоз, пауков...
- А вот и наш паучок, который жил у нас за шкафом. Хотите
его посмотреть? (Паучок находится в
стеклянной банке.)
- Многие дети, да и взрослые, боятся пауков, считают
их страшными и вредными. Но давайте подумаем, разве паук нападает на людей? (Нет.) Он их кусает? (Нет.)
- Посмотрите, какой он забавный, живой! У него целых 8
лапок, брюшко, голова. Если в нашем сердце живет доброта, то неужели нам,
сильным и большим, нужно его обижать?
- Вы видели когда-нибудь в лесу красивейшую паутинку,
созданную пауком? Сколько труда, умения, ловкости ему надо, чтобы сплести эти
удивительные кружева! Кто еще так умеет?
- Ребята, а зачем он плетет паутинку? (Ловит мух и комаров в свою липкую ловушку.)
- Он полезный или вредный? (Ответы детей).
Воспитатель с детьми приходят к выводу, что паучка
надо выпустить, отпустить в подвал, пусть там мошек ловит.
- В природе не существует ничего вредного и ненужно!
Многие люди не любят змей. А некоторые, увидев змею, хватают палку и гоняются
за ней, чтобы убить. Яд многих змей для человека смертелен. Но именно из змеиного
яда люди научились делать бесценные лекарства, которые лечат серьезные
болезни.
- Кроме того, змея никогда не нападает на человека
первая, она сама его боится. Например, гадюка, труднозаметная, лежит себе
где-нибудь под пеньком, и ее не видно. Если на нее наступить, она, конечно,
защитится и укусит. Но если в лесу вести себя осторожно, как в гостях,
смотреть под ноги, палочкой проверять дорогу под ногами, змея первая услышит
шелест травы и уползет. Змеи всегда предупреждают человека шипением. Когда они
шипят, они говорят: «Я здесь, осторожно, ближе не подходи, а то укушу!»
- Давайте попробуем представить, что испытывает змея,
когда ее тревожат.
Представьте, что вы - змеи. Вы лежите в лесу на траве,
вас не видно. Вы греетесь на солнышке, наслаждаетесь пением птиц... Сон
разморил вас... И вдруг на вас идет огромный великан, он кричит, топает ногами.
Вот-вот наступит на вас и раздавит. Страшно вам стало? И змее страшно, поэтому
она и шипит, предупреждает, чтобы ее не раздавили.
Змеи - хорошие крысоловы и мышеловы. Змея - лучшая
мышеловка: быстрая, ловкая. Даже кошке с ней не сравниться!
А вот и жаба. Жаба из тех, кого люди не любят и часто
подвергают истреблению.
«Жаба, жаба, бейте ее!» - часто кричат мальчишки.
- Вы думаете, что от жаб и лягушек появляются
бородавки? Это полная ерунда. Глупости. Да, действительно, жабы выделяют на
своей коже беловатую жидкость, но никакого вреда от нее нет. Это ее защита от
хищников. У жабы нет клыков, когтей, а если хищник лизнет эту жидкость, то от
неприятного вкуса он навсегда потеряет желание нападать на жаб.
Дети рассматривают жабу на картинке.
- Жаба укрывается в сыром укромном месте. А едва
стемнеет, выползает на охоту.
Лягушки и жабы - замечательные охотники. Они за ночь
поедают целые тучи мошек и комаров! Вот какие помощники людям!
- Ребята, а вам нравятся такие красивые птицы? (Воспитатель показывает аиста, цаплю,
журавля.)
- Если бы не было лягушек и жаб, этим прекрасным
птицам нечем было бы питаться.
- А помните в сказке «Царевна-лягушка» русский народ
именно лягушку превратил в царевну.
- Не забывайте ребята, о полезных и нужных животных,
когда встретите их на своей дороге.
Про всех на свете
Все-все-все на свете
На свете нужны!
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых,
И даже без хищников,
Злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед
И кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки.
У мышки без кошки –
Не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны.
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
Все-все-все на свете
На свете нужны!
И это всё дети запомнить должны.
Б. Заходер
|