Воспитатель продолжает работу по обучению детей
приемам общения с обитателями уголка природы и создания для них благоприятных
условий. Назначает дежурными тех, кто ни разу не дежурил, и приобщает их к
уходу за животными и растениями в течение пяти дней по той же схеме, которая
была описана выше. При этом он может ссылаться на уже имеющийся опыт. Так, в
первом разговоре в понедельник поясняет: «Вы мои хорошие помощники на всю
неделю. Вот Сережа, Петя и Марина мне уже помогали. Вначале они смотрели, как я
ласково разговариваю с растениями, рыбками и попугаем, как я ухаживаю за ними
— ведь все они живые. Им нужны хорошие условия, чтобы они не болели и хорошо
себя чувствовали. Потом дети сами научились поливать растения, кормить
животных, говорить всем добрые слова. Вы тоже этому научитесь».
Осуществляя индивидуальный подход к дошкольникам и воспитывая
у них интерес и доброжелательное отношение к обитателям уголка природы,
воспитатель наряду с вышеописанными приемами использует и новые, в частности
такие, которые связаны с введением в процесс труда литературно-фольклорного
материала. Например, направляясь с детьми к аквариуму, воспитатель может
загадать им загадки.
Стеклянный домик на окне
Посмотрите — дом стоит,
С прозрачною водой,
До краев водой налит,
С камнями и песком на дне
Без окошек, но не мрачный,
И с рыбкой золотой.
С четырех сторон прозрачный.
(Аквариум.)
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.
(Аквариум.)
Если в аквариуме есть улитки, воспитатель может
разучить с детьми немецкую народную песенку «Улитка» (пересказ Л. Яхнина).
Толстушка-ползушка,
Ползи по ладошке,
Дом-завитушка,
Ползи, не спеши,
Ползи по дорожке,
Рога покажи.
В конце недели воспитатель может разучить с детьми стихотворение
И. Молчанова-Сибирского «Живой уголок» (в сокращении).
Любят ребята
Словно тянутся к ним.
Живой уголок —
Словно и рыбы
Каждую птицу
Им громче поют.
И каждый цветок.
Рады зверюшки
Каждый посаженный
Друзьям дорогим,
Крепнет росток...
Даже цветы
Любят ребята
Живой уголок.
На этой неделе воспитатель начинает с детьми
организацию зимней подкормки птиц на участке детского сада. В непринужденных
разговорах воспитатель создает у ребят необходимую мотивацию. Например, глядя
в окно, он говорит: «Дети, нашего попугая мы хорошо кормим каждый день. А вот
птицам на улице плохо — они сами должны отыскивать для себя корм. Но что сейчас
найдешь? Ноябрь — холодное время. Жучков и бабочек уже нет! Что они, бедные,
сейчас едят?!» В следующий раз можно сказать примерно так: «Бедные птички —
совсем вам плохо! Ребята, а ведь мы можем им помочь. Сделаем кормушку, удобно
повесим ее и будем все время класть туда разный корм!»
Воспитатель вместе с детьми осматривает сделанную родителями
кормушку. Обсуждает, прочная ли она, красивая ли, удобная ли. На прогулках
вместе с детьми выбирает место, решает, как ее повесить.
Если в поле зрения попадаются воробьи, воспитатель
декламирует польскую народную песенку «Воробей».
— Что желаешь, воробей?
Мне бы зернышек пшеничных,
— Мне бы горстку отрубей,
Хлебных корочек обычных.
Далее обращается к птицам: «Воробьишки, мы скоро
начнем вас кормить. Дети уже подготовили кормушку. Потерпите немного!»
В группе воспитатель начинает собирать корм для птиц и
обучает этому детей. Подбирает подходящую банку с крышкой, наклеивает
«этикетку» — картинку с изображениями зимующих птиц, собирает в присутствии
детей хлебные крошки после завтрака и обеда, просит помощника воспитателя
делать то же
самое. Когда корма накопится достаточно, воспитатель
вместе с детьми во время прогулки выкладывает его на кормушку для птиц. Просит
детей быть внимательными, чтобы увидеть, заметит ли кто-то из птиц угощение.
При этом поясняет: «Не ждите, что птицы сразу начнут клевать крошки. Они должны
еще обнаружить кормушку с кормом, привыкнуть к ней. Так что потерпите: мы
будем каждый день класть крошки хлеба, и птицы обязательно прилетят!»
|