Программное содержание
Обучающее: продолжать учить детей
замечать и называть сезонные изменения на
экотропе; устанавливать связь между состоянием
окружающей среды и состоянием своего организма. Развивающее:
развивать сенсорные восприятия
детей и умение описывать состояния: пахнет
опавшей листвой, вижу осенний наряд деревьев,
кора шершавая и т.д.; развивать логическое
мышление и речь. Экологическое:
продолжать учить
устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать
за лесом, охранять и беречь его. Воспитательное:
воспитывать интерес к
растительному и животному миру наших лесов,
эмоциональную отзывчивость на красоту осенней
природы. Материалы:
фотоаппарат, лупа, целлофановые
пакеты для сбора мусора, перчатки, корзина,
альбом, карандаш, кормушки для птиц. Предварительная работа:
знакомство с
поделками из природного материала, чтение
рассказов и пословиц об осени, изготовление
кормушек.
ХОД ЭКСКУРСИИ
В: Ребята, давайте
поздороваемся с нашим хорошим, добрым приятелем
– лесом. Сейчас мы отправимся по знакомой
тропинке, но для начала достанем карту-схему.
(Дети вместе с воспитателем
рассматривают маршрутную карту, вспоминают
объекты экологической тропы, знакомые с прошлых
экскурсий.)
Где мы сейчас находимся? Пойдем мы
сегодня к песчаной тропе, которая находится чуть
дальше нашей последней остановки. Но идти будем,
также выполняя различные упражнения: ходьба
и бег змейкой между кустами, в приседе и
полуприседе под деревьями, подпрыгнем и достанем
высокие ветки деревьев, часть пути преодолеем,
прыгая с ноги на ногу.
Объект 1. Березка.
В: Ребята, обратите внимание, как
изменилась березка, она стала еще красивее в
осеннем наряде. Посмотрите, под березкой уже
лежат опавшие листочки, она готовится к долгой
зиме. Что осталось на месте опавших листочков?
(Предлагает детям рассмотреть почки
через лупу.)
Почему листочки у березки пожелтели и
стали опадать?
Д. Потому что наступила осень,
стало холоднее…
В: А деревья не любят пить
холодную воду, листочкам не хватает питания,
поэтому они стали желтеть и опадать. Соберите
опавшие листочки, они нам пригодятся для
дыхательной гимнастики и для изготовления
поделок.
(Дети собирают листочки.)
Упражнение дыхательной гимнастики
«Сдуй листочек»
В. Возьмите листочек, положите
его на ладонь, поднесите к лицу и, вдохнув через
нос, сделайте энергичный выдох через рот так,
чтобы листочек закружился в воздухе.
(Дети повторяют упражнение несколько
раз.)
Праздник осенью в лесу – и светло, и
весело.
Вот какие украшенья осень здесь развесила.
Каждый листик золотой – маленькое солнышко.
Соберу в корзину я, положу на донышко.
(А.Шибицкая)
Д: Из листочков можно сделать
разные поделки.
В: Конечно. Пошли дальше? Какая
следующая остановка?
Д: Сосна.
Движение: ходьба парами на
носочках, пятках, бег с кружением и остановкой,
прыжки в длину с места, метание вдаль.
Объект 2. Сосна.
В: Ребята, поглядите на нашу
сосну. Какие вы видите изменения? Посмотрите,
сколько молодых шишек выросло. На следующий год
белочкам и другим обитателям леса голодать не
придется. Чтобы в шишке поспели семена, должно
пройти два года. Но и в этом году поспевших шишек
тоже много. Дети, а вы когда-нибудь видели лес на
ладони?
Д: Нет, потому что так не бывает.
В: Тогда покажите мне ладошки.
(Воспитатель насыпает детям на
ладошки семена из шишек.)
Вот вам и настоящий лес. (Дети
удивленно рассматривают семена сосны.)
А теперь давайте посеем семена, и на
следующий год здесь прорастут молодые деревца.
Не зря народная мудрость утверждает: «Много леса
– не губи, мало леса – посади». Что мы с вами
сейчас и сделали. Давайте посмотрим, как
чувствует себя сосна, у которой была поранена
кора. Подойдите поближе, посмотрите, ранка у
дерева немножко затянулась. Да и дерево выглядит
неплохо. Значит, наши труды не пропали даром. Мы
помогли дереву, спасли его...
Ребята, давайте устроим небольшое соревнование:
кто бросит шишку дальше этого дерева? Готовы?
(По команде воспитателя дети
соревнуются в метании.)
Отправляемся дальше. Движение:
ходьба широким шагом, с высоким подниманием
колен, с закрытыми глазами.
Объект 3. «Чистый лес».
В: Вот и наша поляна. Что вы
видите?
(Дети называют объекты.)
Правильно, но никто из вас не сказал,
что на поляне есть мусор. Посмотрите, его
действительно нет.
(Обратить внимание детей на красоту
чистого леса.)
Но вот рядом мусора немало.
Д: Давайте уберем и этот мусор.
В: Вы действительно этого
хотите?
Д: Да.
(Дети вместе с воспитателем убирают
мусор в целлофановые пакеты, аккуратно накалывая
его на палочки.)
В: Кажется, что не только лес, но и
воздух в лесу стал чище. Давайте постоим
немножко, подышим чистым воздухом, наберемся сил
и здоровья, а потом пойдем дальше. Чувствуете, чем
пахнет воздух?
(Ответы детей.)
Да, осенью. До следующей остановки мы
будем выполнять такие упражнения: бег с
высоко поднятыми коленями, змейкой, с кружением.
Объект 4. «Белкин дом».
В: Мы снова в гостях у белочки.
Смотрите, сколько пустых шишек под деревом. Сразу
видно: беличья работа. Ребята, посмотрите на
крону дерева. Вы ничего нового не видите?
Правильно, много шишек, а между ними на веточках
белка сушит грибы на зиму. Вот какая запасливая.
Д: И на этом дереве тоже. А это
что за шишка?
(В расщелине дерева дети увидели
шишку.)
В: Да, здесь явно трудилась
какая-то птичка, добывая семена. Оказывается,
сосны не только белочек кормят своими семенами. А
вы знаете, ребята, что даже дятел зимой питается
семенами хвойных деревьев? Летом он поедает
насекомых, спасая лес, а зимой лес спасает дятла,
кормит его своими семенами. А вы не заметили, как
в лесу тихо? Давайте поиграем в игру «Что я
слышу».
(Предлагает детям с закрытыми
глазами послушать звуки леса, а потом рассказать
об услышанном.)
А почему мы не слышим комариного писка?
Д: Холодно уже, вот они и
попрятались.
В: С наступлением осени самые
маленькие жители – насекомые – выбирают уютное
местечко и засыпают – кто под опавшими
листочками, кто в расщелинах деревьев… и спят
там до прихода весны. Поэтому и многих птиц
сейчас не увидишь. Насекомые попрятались, и птицы
вынуждены улетать в теплые края в поисках корма.
Для птиц не страшны морозы, для них страшен голод.
Д: А если бы у нас было все время
тепло, птицы бы не улетали?
В: Конечно, если бы у нас было
тепло, насекомые не впадали бы в спячку, трава
была бы все время зеленой. Тогда зачем птицам
улетать? ведь летом они не улетают. А тем птицам,
которые остаются зимовать, приходится очень
трудно. Поэтому мы сделаем с вами столовую для
птиц – развесим кормушки. И, когда будем идти на
экскурсию, будем приносить для птиц корм. Вы
согласны?
(Дети вместе с воспитателем выбирают
место для кормушек.)
Вот и готова птичья столовая. А мы идем
дальше.
Посмотрите на план-карту. Какая остановка у нас
впереди?
Д: «Сладкая аптека».
В: Давайте посмотрим, появились
ли ягоды на нашей полянке. Наше движение:
ходьба парами с остановкой по сигналу, на носках,
поменяться местами в паре.
Объект 5. «Сладкая аптека».
В: Вы видите, какой красивой и
нарядной стала поляна. Ягоды уже поспели, и можно
с родителями идти в лес по ягоды. Посмотрите
вокруг: кроме брусники и голубики, какие еще
ягоды можно встретить в нашем лесу?
Д: Вот еще какие-то ягоды, но я
их не знаю. А это волчья ягода, ее есть нельзя:
отравишься.
В: Ягоды, которые вы не знаете,
называются костяникой, они тоже съедобные, но
собирают их люди редко, потому что внутри ягоды
большая косточка. Отсюда и название. Растет она
не под деревьями, как брусника, а на открытых,
солнечных местах. А ягода, которую вы называете
волчьей, на самом деле совсем даже не волчья, эта
ягода называется «водяника», она тоже съедобная.
Из нее делают соки, и помогает она нашему желудку
хорошо работать. Если вы не верите, что это ягода
съедобная, я могу ее попробовать. Вот, смотрите.
(Воспитатель кладет в рот ягоду
водяники.)
Как видите, со мной все в порядке.
Теперь можете смело говорить родителям, что эта
ягода съедобная... Ребята, а вы заметили, как
изменились листочки на кустах?
Д: У брусники они не изменились,
а у голубики стали красноватые и много листочков
опало.
В: Давайте поиграем в игру
«Собери листочки». Но мы будем не просто их
собирать. Сначала нужно найти самый большой
листочек голубики, затем самый красный и самый
красивый. А потом, в группе, сравним, кто же нашел
самый большой, самый красивый и самый красный
листочек. Только одно условие: с кустов листочки
не обрывать.
Д: Мы знаем.
(Дети собирают листочки, сравнивают
друг с другом.)
В: Собрали листочки, молодцы!
Идем дальше. Наши упражнения: бег медленный,
след в след, змейкой, прыжки на месте, с поворотом.
Объект 6. Песчаная тропа.
(Отметить на карте.)
В: Как вы уже заметили, на
песчаной тропе не растут травы. Это удобное место
для игр, и мы сейчас поиграем.
«Найди по следу»
Дети закрывают глаза, в это время
ведущий идет по песку, запутывая след, затем
прячется. Дети должны пройти друг за другом след
в след и отыскать спрятавшегося.
«Спрячь и найди»
Кто-либо из детей показывает всем
камешек, затем прячет его. Тот, кто найдет,
забирает камешек себе.
«Прыгни в круг»
Прыжки в начерченный на песке круг
прямо, боком, спиной вперед.
Свободные игры на песчаной тропе,
сбор камешков разного размера, цвета, формы.
(Короткая дорога обратно.)
Последующая работа: самые
красивые камешки выкладываются в стеклянную
чашу, заливаются водой. Наблюдение за тем, как
изменяется цвет камней: они становятся ярче,
красивее, их оттенки меняются в зависимости от
освещения. Часть камешков раскладывается в
цветочные горшки. 2–3 гладких камешка
оставляются специально для игр: «В какой руке
камешек?», «Найди спрятанный камешек», «Узнай на
ощупь». Камешки складываются в красивую коробку,
которая кладется на полку «подарков от природы».
|