Цель: уточнил, и расширить представления о первых цветах
весны; учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту,
беречь прекрасные творения природы; стремиться вызвать чувство благодарности
природе за то, что она дарит нам чудные цветы; воспитывать эстетический вкус,
бережное отношение к природе.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Да -
нет».
- Это рукотворное? (Нет.)
- Эго природное? (Да.)
- Это животное? (Нет.)
- Это растение? (Да.)
- Эго высокое? (Нет.)
- Это низкое? (Да.)
- Это комнатное растение? (Нет.)
- Эго лесное растение? (Да.)
- Эго красивое? (Да.)
- Это цветы? (Да.)
- Ребята, сегодня, в этот радостный весенний день мы
поговорим о цветах. И не просто о цветах, а о первоцветах.
- Как вы понимаете это слово? (Ответы детей).
- Правильно, это цветы, которые весной расцветают
первыми в лесу и на лугу. Первые весенние цветы! Как мы радуемся им! Каждый
цветок волнует нас своею скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким
ароматом. (Работа с кольцами Луллия.)
- Какие первые цветы Гномик увидел в лесу? (Подснежники, хохлатку, ландыш, фиалку,
пролеску).
- Подснежник. Его синие цветочки, словно звездочки,
разбросаны по снегу. Первый, второй, а вот и целая семейка. Они нежные,
душистые, первые разведчики весны. Самые первые, самые смелые. Кажется, что
именно их, крохотных, не боящихся холода, пугается зима и постепенно уходит.
Подснежник
Выглянул подснежник
В полутьме лесной –
Маленький разведчик,
Посланный весной;
Пусть еще над лесом
Властвуют снега.
Пусть лежат под снегом
Сонные луга;
Пусть на спящей речке
Неподвижен лёд, -
Раз пришел разведчик,
И весна придет.
(Е. Серова)
По-зимнему голы ветви деревьев, нет в лесу тени, и все
солнышко достается подснежникам.
В разгар цветения подснежников любая ясная ночь может
кончиться заморозком, и утром на молодые травы ляжет бледный иней, а маленькие
лужицы затянет тонким льдом, но цветущим подснежникам такой мороз не страшен.
Они лишь поникнут слегка, а синь лепестков, кажется, еще гуще станет от ночного
холода.
Звучит запись «Подснежник». Дети представляют себя
подснежниками, смело пробиваются через тонкий ледок, тянутся к солнцу и свету,
удивляются проснувшемуся лесу, здороваются со всеми жителями и радуются весне.
- Вам понравилось быть подснежниками? Что вы
чувствовали?
- Чуть позднее в лесу зацветают хохлатки. Местами их
столько, что даже подснежникам не хватает места. Все они похожи друг на друга.
Лишь изредка среди сиреневых хохлаток встречаются ярко-красные. Вот она, природа-волшебница!
Украсила лес цветочным ковром.
Щедрая весна ступает своими теплыми ногами и дарит
разные подарки. Лесу - ковер из подснежников и хохлаток, лугу - пестрый ковер
из луговых цветов.
- Какие цветы увидел Гномик на луговом ковре? (Мать-и-мачеху, лютик луговой, луговую
герань, одуванчик и др.)
Чуть запахло весной, на проталинках появляются кучки
бледных стебельков-головастиков, они прижимаются друг к другу, словно
испуганные ребята. Может, чтобы им было теплее? Но по-цветочному они одеты хорошо:
с ног до головы - в пушистых листиках-чешуйках.
В каждой семейке мать-и-мачехи по четыре, а то и по
шесть стебельков братишек. Удивителен этот цветок! Утром с солнышком
раскрывается, а к вечеру прячет свою красоту, закрывается. Одна сторона листа -
мать - теплая, другая - мачеха - холодная.
- От цветения каких цветов ковер на лугу кажется
золотым? (От одуванчиков.)
- На что похож одуванчик? (На солнышко, на золотой шарик, на звездочку, на брошь и т. д.)
В камышах гнездятся цапли.
Дремлет сонная река.
Солнце расплескало капли
На речные берега.
Стали капельки цветами.
Озарили все вокруг!
В новом желтом сарафане
Одуванчиковый луг.
Одуванчик так
любит солнышко, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце
на востоке - одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит - одуванчик
поднимет головку кверху, приближается к закату - одуванчик не спускает с
заката взгляда.
(С. Красиков)
Одуванчик -
один из самых лучших медоносов, к нему любит прилетать в гости не только пчелы
и шмели, но и бабочки. Одуванчиковый мед - густой и ароматный.
Утром на
солнечной поляне без часов узнаешь время - одуванчики раскрываются в 5-6 часов
утра, а к 2-3 часам дня уже гаснут желтые огоньки.
(Д. Зуев)
А вот и лютик луговой. Словно атласом покрыты его
лепестки. Хрупкий, нежный цветок с нежными тычинками, покрытыми бархатом.
— Какие цветы увидел Гномик в саду? (Тюльпаны, гиацинты, нарциссы, ландыши,
примулы, сирень, пионы и т.д.)
Дидактическая игра «Весенние цветы на клумбах».
Подарок весны
Шла лесами, шла лугами
Весна в пестром сарафане,
В золотом венке,
С цветком в руке.
В косах - ленты атласные -
Белые и красные.
Синие, голубые,
Желтые, золотые.
Кого весна встречала,
Всех привечала.
Со всеми говорила
И по ленточке дарила:
Бору еловому
Дала ленточку новую.
Под старым валежником
Расцвели подснежники –
Засинели, как озера.
Посветлели чаши бора.
Возле мелких лужиц –
Звездочки калужниц.
Засияли, зацвели.
Полетели к ним шмели.
Да вот беда!
Осталась у Весны
Ленточка одна.
Попросили ленту
Зеленые кусты,
И на них раскрылись
Дивные цветы:
Гроздья тяжелые.
Махровые, лиловые;
В каждом палисаднике
Сирень расцвела –
Не узнать весною
Нашего села!
- К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто
люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.
Сквозь иглы темной хвои
Веселый лился свет.
Я шла лесной тропою
И вдруг нашла букет.
Букет лесных фиалок
Лежал на мшистом пне.
И стало мне их жалко,
И грустно стало мне.
Цветы уже увяли.
Поникли лепестки.
Зачем же их сорвали,
Сломали стебельки?
Казалось мне, я слышу
Фиалок слабый стон.
Он делался все тише.
Но сердце ранил он.
- Ребята, почему фиалки стонали? Если бы они умели
говорить, что бы они нам сказали?
- Что мы можем им пообещать?
Если я сорву цветок.
Если ты сорвешь цветок.
Если все: и я, и ты.
Если мы сорвем цветы.
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
- В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не
затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти - и ты
станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».
Воспитатель предлагает детям выложить цветы методом
ниткографии на ковролине.
|