На центральной стене зала висит большое панно с
изображением земного шара. На боковой стене размещены рисунки детей на тему
«Земля — наш дом». Около стены, на столах разложены работы детей, выполненные в
течение года: самодельные книги по теме «Экология в картинках», по произведениям
В. Бианки; календари природы, погоды.
Звучит в грамзаписи музыка Ю. Чичкова «Скерцо», в зал
вбегают дети подготовительной к школе группы (на некоторых детях надеты шапочки
насекомых, птиц, животных). Исполняется музыкальная композиция, дети танцуют
и изображают животных. Композиция заканчивается свободным построением детей.
Дети по очереди читают стихи.
1-й ребенок. Наша планета Земля очень щедра и богата:
Горы, леса и поля — дом наш родимый, ребята!
2-й ребенок. Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду ее никому не дадим.
3-й ребенок. Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами...
Все дети:
Такая планета нужна нам с вами!
Все дети поют песню «Не дразните собак» (муз. Е.
Птичкина, сл. М. Пляц-ковского).
Ведущая. Земля — родной дом для всех, кто на ней
живет. Она всем нужна, и все, кто на ней живет, тоже нужны Земле.
А если нам вдруг кто-то лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
Дети читают стихотворение Б. Заходера «Про все-все на
свете»:
Все-все, все на свете, на свете нужны!
И кошки не меньше нужны, чем слоны.
Нужны все на свете, нужны все подряд:
Кто делает мед и кто делает яд.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников: злых и свирепых.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Все-все, все на свете, на свете нужны!
И это все люди запомнить должны!
Ведущая. Сегодня у нас будет интересная викторина,
посвященная нашей родной природе. Я буду загадывать вам загадки, и если вы их
правильно отгадаете, то отгадки как бы оживут перед вами. Слушайте первую
загадку.
В лесу, у пня, суета, беготня:
Народ рабочий целый день хлопочет.
Кто они, откуда, чьи льются черные ручьи?
Дружно маленькие точки строят дом себе на кочке.
(Муравьи.)
Дети поют и инсценируют песню Л. Абелян «Про меня и
муравья». Затем читают стихотворение А. Бабаджан «Муравьи».
Муравьишки-торопышки не лентяи, не глупышки. Друг за
другом по дорожке тащут зернышки и крошки. Муравью нельзя лениться, муравей
живет трудом: Все, что только он увидит, тащит в свой подземный дом. Как
увидишь, что спешит он своей дорогой, Ты его не обижай, ты его не трогай!
Ведущая. Слушайте следующую загадку.
Клювы желтые такие, лапки красные, большие,
Вперевалочку идут, а если надо, поплывут. (Утята.)
Дети исполняют танец под фонограмму «Утята»
(французская народная мелодия).
Ведущая. Что за дом среди ветвей под открытым небом?
Угощает птичек он и зерном, и хлебом. (Кормушка.)
Слышится пение птиц в грамзаписи. Ведущая ставит в
центр зала кормушку. Дети старшей группы поют и инсценируют песню А.
Жилинского «Птичий обед». Затем читают стихотворение А. Яшина «Покормите
птиц».
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма, горсть зерна нужна.
Горсть зерна — и не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть, видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Разве можно забывать — улететь могли,
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песни не пришлось нам встречать весну!
Ведущая. А сейчас будет музыкально-танцевальная
загадка. Наши мальчики покажут танец, который любит танцевать одно животное, а
какое — вы постарайтесь угадать.
Мальчики подготовительной к школе группы танцуют танец
«Веселый слоник» на музыку В. Золотарева. Дети отгадывают загадку. Если они
затрудняются, можно предложить им такую загадку-подсказку. Ростом он почти что
с дом, очень много силы в нем, И такой огромный нос, будто он лет тыщу рос.
Ведущая.
Богатырь стоит богат, Машеньку — орешком,
угощает всех подряд: Петю — сыроежкой.
Ваню земляникой, Катеньку — малинкой,
Аню — костяникой, а Васю — хворостинкой.
(Лес.)
Ребенок читает стихотворение С. Погореловского «Лес».
Здравствуй, лес, дремучий лес! Весь в росе, как в серебре?
Полный сказок и чудес! Кто в глуши твоей таится —
Ты о чем шумишь листвою Что за зверь? Какая птица?
Ночью темной, грозовою? Все открой, не утаи:
Что нам шепчешь на заре, Ты же видишь — мы свои!
Ведущая. Да, если в лесу вести себя правильно, то лес
нам раскроет много своих тайн и секретов. А еще в нем можно увидеть много
интересного. Вы знаете, как нужно себя вести? Тогда давайте посмотрим, что
делает сегодня в лесу Красная Шапочка.
Дети подготовительной к школе группы показывают сценку
«Красная Шапочка и волк». В ней участвуют еще ежик и заяц.
Ведущая. В народе так говорят: чтобы человек оставил о
себе добрую память на земле, он должен построить дом, вырастить ребенка и
посадить дерево. Сейчас весна и самое время сажать деревья.
Дети старшей группы поют и инсценируют песню Е.
Тиличеевой «Деревца». Затем читают стихотворение «Праздник леса» С. Маршака.
Что мы сажаем, сажая леса?
Мачты и реи — крепить паруса,
Рубку и палубу, ребра и киль —
Странствовать по морю в бурю и штиль.
Что мы сажаем, сажая леса?
Легкие крылья — летать в небеса.
Стол, за которым ты будешь писать.
Ручку, линейку, пенал и тетрадь.
Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродят барсук и лиса,
Чащу, где белка скрывает бельчат,
Чащу, где пестрые дятлы стучат.
Что мы сажаем, сажая леса?
Лист, на который ложится роса,
Свежесть лесную, и влагу, и тень,—
Вот что сажаем в сегодняшний день.
Ведущая. А вот вам загадка про лесного жителя.
Сердитый недотрога живет в глуши лесной.
Иголок очень много, а нитки — ни одной.
(Еж.)
Ведущая. В одном лесу, недалеко от озера, жил крошка
Енот. Вспомните, как мама его учила быть добрым и говорила: «Чтобы было много
друзей, надо просто всем дарить свою ...
Дети инсценируют песню «Улыбка» (муз. В. Шаинского,
сл. М. Пляцковского), звучащую в грамзаписи.
Ведущая. А что еще есть в лесу, кроме зверей и птиц?
Какие вы знаете ягоды? грибы? А все ли грибы можно собирать? Отгадайте загадки.
Сорвал красивый гриб в лесу,
Грибы эти вовсе не надо искать.
Любуюсь на его красу:
А если увидим, не стоит их брать.
Он на белой ножке,
Почти что на каждой полянке
На шляпке белые горошки...
Растут противные ... (поганки).
А люди говорят,
Что в нем опасный яд.
(Мухомор.)
Ведущая. Да, собирать поганки и мухоморы не стоит, а
вот послушать про них веселые частушки очень интересно. Мальчики
подготовительной к школе группы, одетые в сарафаны и косынки, поют частушки
«Девчата-поварята» (терская народная мелодия).
Ведущая. Дети, скажите, можно ли, по-вашему, держать
лесных животных дома? А каких можно? Какие есть у вас? Отгадайте загадку про
зверюшку, которую мама купила двум девочкам.
Есть такой смешной зверек:
Он толстосум и толстощек. (Хомяк.)
Две девочки исполняют песню Л. Абелян «Про хомячка».
Ведущая. Продолжаем нашу викторину. Вот еще загадка. Рыжий молокозавод день
жует и ночь жует, Ведь траву не так легко переделать в молоко. (Корова.)
Дети поют песню (муз. А. Пахмутовой, сл. Ю. Черных)
«Кто пасется на лугу?». Зачем читают стихотворение Э. Мошковской.
Стрекозы порхают, коровы жуют,
Кузнечики скачут, коровы жуют.
Птицы поют, коровы жуют.
Корова жует, и жует, и жует.
Муху смахнет, и жует, и жует.
Она не летает, она не поет...
Жует, и еще молоко нам дает.
Ведущая. Коровы — домашние животные. А вот еще
загадка.
Животное домашнее, но в доме не живет,
А груз и даже человека куда надо довезет. (Лошадь.)
Ведущая. Лошади не только полезные и нужные человеку
животные. Они еще очень красивы и грациозны, недаром без выступления лошадей не
обходится ни одно представление в цирке. Вот и к нам сегодня на праздник пришла
цирковая лошадка. (Появляется большая лошадка, роль которой исполняют двое
взрослых. Она весело танцует, затем убегает.)
Ведущая. А теперь я приглашаю вас в гости в далекую
страну Америку на праздник, который каждый год устраивают конные пастухи, пасущие
стада. Кто знает, как называются американские пастухи, отличающиеся большой
ловкостью? (Ковбои.)
Мальчики подготовительной к школе группы показывают
номер «Американские ковбои».
Ведущая. Хорошо в гостях, а дома все равно лучше, это
понимают даже птицы, которые каждой весной возвращаются в родные края.
Дети старшей группы читают стихотворение П. Воронько «Журавель». Жура-жура-журавель, облетел он сто земель.
Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?» Он ответил, пролетая: «Лучше нет
родного края».
Девочки подготовительной к школе группы исполняют
танцевальную композицию под грамзапись песни «Родная сторонка» (муз. Ю.
Чичкова, сл. П. Синявского) .
Ведущая. Прекрасен наш родной дом — наша Россия.
Люблю тебя, моя Россия, Люблю, всем сердцем понимаю
За ясный свет твоих очей, Степей
таинственную грусть.
За ум, за подвиги святые, Люблю все то, что называют
За голос звонкий, как ручей, Одним широким словом Русь.
(С. Васильев.)
Дети подготовительной к школе группы вместе с
музыкальным руководителем исполняют русскую народную песню «Родина» («Вижу
чудное приволье») .
Ведущая. А теперь я хочу вам загадать последнюю и,
пожалуй, самую главную загадку нашей викторины.
Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица,
Но знают все: и млад, и стар, что она огромный шар.
(Земля.)
Ведущая. А в народе еще так говорят: «Никого не
родила, а все матушкой зовут».
Наша Земля — это горы, реки, леса, моря, люди,
животные. Земля — это наш общий большой дом, в котором человек — хозяин. И этот
хозяин должен быть добрым и заботливым. Рыбы, птицы и звери в душу людям
смотрят, Как будто просят нас: «Люди, не убивайте зря. Ведь море без рыб — не
море, Ведь небо без птиц — не небо, Земля без зверей — не земля, А Нам без
земли нельзя!»
(Н. Добронравов.)
Ведущая. Посмотрите, как красива наша Земля, особенно
весной, когда вся природа оживает и все расцветает. Давайте будем беречь
красоту Земли.
Ребенок читает стихотворение «Цветы». Если я сорву
цветок, если ты сорвешь цветок, Если все: и мы, и вы, если все сорвут цветы, Не
останется цветов и не будет красоты.
Ведущая. Давайте улыбнемся! Как хорошо вокруг!
Природа наш хороший, наш добрый, верный друг. Для нас
лесной кузнечик споет среди травы, А ветер нам сыграет на клавишах листвы.
Звучит грамзапись песни Г. Савельева «Большой хоровод». Дети исполняют
танцевальную композицию (участвуют обе группы), постепенно вовлекая в общий
круг всех гостей.
В заключение праздника проводится награждение всех
детей памятными подарками и книгами о природе.
На следующий после праздника день в группе опять
появляется Зинька. Воспитатель и дети просят птичку сказать, понравился ли ей
праздник, что она запомнила. Зинька делится впечатлениями, а потом просит всех
послушать о том, что происходит сейчас в лесу.
Воспитатель читает рассказ «Апрель» из «Синичкиного
календаря» В. Бианки.
В свободное время все вместе изготовляют звено
«Апрель» к модели года, рисуют иллюстрации к рассказу и делают книжку.
|