Цель: Формировать у детей познавательный интерес
к природе, как источники жизни, здоровья и радости, интерес к открытию
удивительного в природе, способность восхищаться ею, воспитывать
бережное отношение к природе, беречь прекрасные творения природы.
Ресурсы: беседа, стихи, загадки, аудиозапись: «звуки
природы», подвижные игры.
Материал: иллюстрации цветов, слайд — шоу
«Первоцветы», мультфильм: «Просто так», шкатулка с лентами, цветок,
конверт с письмом, «Красная книга».
Круг радости:
Дети входят в кабинет «Самопознания» парами под музыку, делают круг вокруг цветка, стоящего на ковре.
Воспитатель:
«Как приятно проснуться и встать,
Синее небо в окно увидать
И снова узнать, что повсюду весна,
Что солнце и утро прекраснее сна!»
— Весна-время звонкое, певучие: что в полях куст,
то щебет и свист, что в лесах веточка, то песенка: всё цветёт всё
зеленеет!
— Я предлагаю сказать добрые пожелания от всех кого пробудила весна,
начну я, а поможет мне этот красивый цветок: «Я цветок, желаю всем
красоты!»
ДЕТИ:
— Я солнышко, желаю всем тепла!
— Я ветерок, желаю всем добра!
— Я ласточка, желаю всем счастья!
— Я муравей, желаю всем хорошо трудиться!
— Я облачко, желаю здоровья!
— Я скворец, желаю всем добрых вестей!
— Я бабочка, желаю всем радости!
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас
на прогулку, на лесную лужайку, а дорогу нам покажет весенний ручеёк.
Поиграем: п/и «Ручеёк»
Дети:
«Быстрый маленький ручей
Выбегает из ключей,
По лесу петляет,
Хвостиком виляет.
Вот нырнул под мостик,
Невозможно ручеёк ухватить за хвостик»
(Дети встают парами, поднимают руки и начиная с последней пары
проходят между детьми, встают впереди и затем садятся на стульчики)
Побеседуем:
На экране показ слайдов весенней природы, звучит запись музыки,
птичьих голосов.
Воспитатель: В этот весенний день
мы поговорим о цветах. Есть такие цветы, которые называют «первоцветы».
Как вы понимаете это слово?
Ответы детей
Воспитатель: Как мы радуемся им?
Ответы детей
Воспитатель: Каждый цветок волнует нас
своей скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким ароматом.
«Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну узнает»
О каком цветке эта загадка?
Дети: Это подснежник.
Показ слайдов
Воспитатель: Его синие цветочки, словно
звёздочки разбросаны по тропинкам; первый, второй…, а вот целая
семейка: они нежные, пушистые, самые первые, самые смелые, они
не бояться мороза и зима уходит.
Показ слайдов весеннего леса
Воспитатель: От цветения каких цветов ковёр на лугу
кажется «золотым»?
Дети: От одуванчиков.
Показ слайдов одуванчиков
Воспитатель: А на что похож одуванчик?
Дети:
— на солнышко
— на звёздочку.
— на цыплёнка….
— на брошь…
Ребёнок читает стихотворение
«В камышах гнездятся цапли,
— на воздушный шарик
Дремлет сонная река,
Солнце расплескало капли
На речные берега.
Стали капельки цветами
Озарили всё вокруг.
В новом жёлтом сарафане
Одуванчиковый луг»
Воспитатель: «Одуванчик так любит
солнышко, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдёт солнце
на востоке, на восток смотрит, поднимается в зенит-одуванчик
поднимает головку кверху, приближается к закату, одуванчик не опускает
с заката взгляда» С. Красиков.
Показ слайдов цветка «мать-и-мачеха»
Воспитатель: Чуть запахло весной,
на проталинах появляются кучки бледных стебельков — головастиков, они
присматриваются друг к другу прижимаются, словно, испуганные ребята.
Может быть, чтоб им стало теплее. Удивителен этот цветок. Утром
с солнышком раскрывается, а к вечеру прячет свою красоту, закрывается.
Одна сторона листа тёплая — мать, а другая холодная — мачеха. Цветок
называется «мать-и-мачеха». Повторите название цветка.
Дети повторяют название цветка
Воспитатель: Цветы сопутствуют человеку
во всех значительных событиях его жизни, расскажите об этом
— Цветами встречают новорожденных детей.
— С цветами дети идут в школу.
— Цветы дарят в день рождения.
— Жених дарит невесте цветы в день свадьбы…
Воспитатель: А я знаю ещё один повод,
когда дарят цветы, посмотрите мультфильм.
Показ отрывка из мультфильма «Просто так!»
Воспитатель: За что героям мультфильма
дарили цветы?
Ответы детей
Воспитатель: Как вы думаете, почему
люди так любят цветы?
Дети:
— Красивые.
— приятно пахнут.
— можно украсить свой дом….
— полевые цветы и травы могут лечить людей.
Воспитатель: Да, вы правы, если такие
цветы и травы высушить и сохранить они долго не теряют лечебных свойств.
Какие лекарственные травы и цветы вы знаете?
Воспитатель открывает выставку «Зелёная аптека»
Дети берут иллюстрации цветов или коробочки с травами, говорят
название и рассказывают о его лечебных свойствах.
Дидактическая игра «Как меня зовут?»
Воспитатель: Люди так любят цветы
за их красоту, что стремятся сохранить названия цветов в мужских
и женских именах.
Дети подходят к стенду, выбирают фотографии цветов и дают
имена детям.
Дети:
«Василёк» — Василий, Вася.
«Ромашка» — Рома
«Роза» — Роза, Розочка
«Анютины глазки» — Аня, Нюра
«Иван-да-Марья» — Ваня, Маша.
«Маргаритки» — Рита…
Поиграем
Воспитатель: А теперь немножко
отдохнём, из цветов венок сплетём.
Дети встают и делают круг, выполняют движения в соответствии
с текстом.
«Из цветов сплетём венок:
Вот гвоздика, вот вьюнок,
Жёлтая ромашка,
розовая кашка.
Не красива лебеда —
Только это не беда.
Лебеду ты не срывай,
А попробуй нас поймай!
Дети бегут на стульчики.
На столе у воспитателя письмо для детей.
Воспитатель:
«Сквозь иглы тёмной хвои
Весенний лился свет.
Я шла лесной тропою
И вдруг нашла букет.
Букет лесных фиалок
Лежал на мшистом пне.
И стало мне их жалко,
И грустно стало мне.
Цветы уже увяли,
Поникли лепестки.
Зачем же их сорвали,
Сломали лепестки?
Казалось мне, я слышу
Фиалок слабый стон.
Он делался всё тише,
Но сердце ранил он»
Воспитатель: Дети, почему фиалки плакали?
Ответы детей
Воспитатель: А если бы фиалки умели
говорить, что бы они сказали?
Ответы детей
Воспитатель: Да, к сожалению, жизнь
полевых цветов недолговечна. Люди, отдыхая в лесу, собирают букеты,
не задумываются о том, что они скоро погибнут, помните:
«Если я сорву цветок,
если ты сорвёшь цветок,
Если я и ты сорвём цветы —
Опустеют все поляны,
И не будет в мире красоты!»
Что же мы можем пообещать цветам?
Ответы детей
Воспитатель: А я открою вам секрет:
сохранить цветы и травы помогает людям вот эта книга, она называется
«Красная книга». Как вы думаете, почему она красного цвета?
Дети: Красный цвет — предупреждение об опасности.
Воспитатель: Верно, красный цвет
говорит о том, что растения и животные занесенные в «Красную книгу»
находятся в опасности, их осталось очень мало, мы должны беречь
их и охранять.
Воспитатель показывает «Красную книгу»
Круг «От сердца к сердцу»
Дети стоят в кругу
Воспитатель: В «Красной книге»
написано: «Не истреби, не сорви, не затопчи!» Эти слова звучат словно
наказ людям: «Сбереги, дай вырасти и ты станешь богаче не только лесами,
лугами, но и душой».
Давайте украсим нашу планету «Земля» цветами.
«Ниткография».
Воспитатель открывает шкатулку, достаёт разноцветные ленточки. Дети
на ковре выкладывают цветы.
Воспитатель: Дети, возьмитесь за руки,
протяните руки от сердца к сердцу, посмотрите, какие красивые цветы:
«Хорошо, что есть ромашки,
Астры, розы, васильки,
Одуванчики и кашки,
Незабудки — нежные цветы!
Хорошо, что не похожи
Люди цветом глаз и кожи.
Как прекрасен мир цветной
Разноцветный шар земной!
|