Цель: Заложить основы экологического
воспитания. Дать знания в области охраны природы.
Активизировать познавательную деятельность в
процессе общения с природой. Обогатить
эмоционально-чувственную сферу ребенка.
Формировать элементарные представления о
целостности живой природы и человека.
Материалы к занятию: игрушка
Старичок-лесовичок, бумажные муравьи, цветы,
бабочка, иллюстрации деревьев. Изображение
березок без листьев ( один лист на 4 человека.)
Иллюстрации к рассказу: пожилой человек,
мальчик, цветок, экскаватор, мотоцикл дом,
гусеница, клумба с цветами.
Воспитатель (В) Ребята, я предлагаю
отправиться в лес. Я заколдую нашу группу и она
превратится в лесную полянку. Вы готовы? Раз, два,
три, четыре, пять, начинаю колдовать.
Посмотрите, что за грозный старичок не пускает
за порог?
Лесовичок (Лес) Я Старичок-лесовичок. Я к
порядку привык. Я по лесу хожу за деревьями слежу,
помогаю животным. В лес я вас не пущу.
Вы еще маленькие и порядков моих не знаете.
В. А ты, Лесовик, на нас не кричи, а о
порядках своих расскажи.
Лес. Ладно, только сначала мои лесные
загадки отгадайте.
1)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток ни одной. (Еж)
2)
Чей домишко из иголок
На земле у старых ёлок? (Муравейник)
3)
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой
И в рыжей шубке летом? (Белка)
4)
Зимой спит, летом улья ворошит? (Медведь)
Если этих зверей в лесу встретите, вы их не
пугайте, камнями и палками в них не кидайте. Мало
их в лесу осталось.
В. Что ты, Старичок-лесовичок. Наши дети
зверей обижать не будут.
Лес. Ну, ладно, идите, да под ноги смотрите!
В. А зачем под ноги смотреть?
Лес. А чтоб муравья или цветок какой-нибудь
не раздавить.
В. Ребята, что- то я Лесовичка не поняла. А
какая польза от муравьев?
Лес. Такая большая и не знаешь! Муравьи
гусениц, тлю поедают. А не станет муравьев,
гусеницы лес могут съесть.
В. Ну, а цветы, что их жалеть, вон их как
много!
Лес. А ты у ребят спроси, может они знают?
Запомните! Не станет цветов, Негде будет пчелкам
нектар для меда собирать. Бабочкам отдохнуть
будет не на чем. Пропадет красота. А без красоты
сердце человека станет злым.
В. Пойдемте, ребята за Лесовичком.
Темным лесом, зеленым лугом
Мы шагаем друг за другом.
Чтоб муравьев не испугать
И цветы нам не помять
Надо ноги поднимать.
(Дети совместно с воспитателем, ходят по ковру,
перешагивая цветы, и муравьев)
Посмотрите, какая красивая лужайка, как много
здесь деревьев. А какая от деревьев польза? (Дети
рассматривают иллюстрации различных деревьев)
Лес. Как, какая? А вы разве не знаете, откуда
стол пришел?
В. Стол? Из магазина!
Лес. А вот и нет, стол из леса пришел. И все
предметы из дерева. Если вырубить все деревья, то
и вещи деревянные пропадут. Посмотрите, сколько
вокруг вещей из дерева. Сможете их назвать?
В. Ребята, я только стол деревянный вижу. А
какие еще предметы у нас из дерева? Ой, Лесовик, а
что случилось с этими березками?
(Воспитатель показывает детям изображение
березы без листьев)
Лес. Ой, беда, беда! Недоглядел я старый.
Глупые мальчишки птиц распугали вот гусеницы и
съели листочки.
В. Ну, не плачь, Лесовик, наши дети сейчас
помогут ожить березкам.
(Дети подходят к столам и рисуют листочки
путем примакивания, на заготовленных листах
бумаги с изображением дерева без листьев.)
В. Ребята, смотрите, цветы!
(На полу разложены цветы из бумаги, дети
рассматривают их и говорят названия этих цветов:
мак, одуванчик, ромашка, василек)
На лужайке у реки
Собрались в кружок цветы,
Желтые, синие, белые, красивые.
В. Лесовик, а мы знаем, как растут цветы.
Сейчас мы тебе покажем.
Вырос высокий цветок на поляне. (Руки
вертикально, ладони друг к другу)
Утром весенним раскрыл лепестки. (Развести
пальцы, округлить их)
Всем лепесткам красоту и питанье (Движение
пальцами вместе-врозь)
Дружно дают под землей корешки. (Ладони вниз
тыльной стороной прижаты друг к другу, пальцы
развести)
(Пальчиковая игра)
Лесовик, я хочу сорвать эти цветы.
Лес. Стойте! Стойте! Вам понравилось в моем
лесу гулять, красоту наблюдать?
В. Понравилось!
Лес. Ну вот, а завтра сюда другие придут, а
полянка будет пустая. Лучше послушайте,
Я расскажу вам историю, как один цветок вернул
радость больному человеку.
(Р ассказ сопровождается
показом иллюстраций)
В городе посереди двора, рядом с улицей и
большими домами вырос красивый цветок.
Когда он только пророс из земли, он не знал,
какие опасности его ждут. То мотоцикл промчится,
окутывая его пылью, то дети песком обсыплют, то
машины горьким дымом чихнут.
– Фу, какая гадость!
Только в себя пришел, пыль стряхнул. Новая
опасность. Экскаватор землю начал копать.
– Ой, упаду! Ой, пропаду!
Махал цветок зелеными листочками, но удержался,
не сломался. А тут вдруг на стебелек гусеница
залезла.
– Спасите! Помогите!
Но никто его не замечал, и не слышал. Но однажды
шел мальчишка, увидел цветок наклонился и
прогнал гусеницу.
– Сорву я этот красивый цветок и подарю
старичку, который живет в этом доме. Он болен, и
гулять не может. Сидит у окна, да за больное
сердце держится.
– Не надо! Пожалей меня – прошелестел цветок.
– Полей меня, подсыпь земли, и я одарю тебя.
Жалко стало мальчику цветок. Помог он цветку.
Окреп цветок и дал много семян.
Посадил малыш семена в землю, полил их.
Проснулся однажды старый человек, подошел к
окну и улыбнулся, отошла боль от сердца. Весь двор
был в цветах.
И понял малыш главное правило жизни:
Поймаешь бабочку, и она умрет на ладони.
Сорвешь цветок, и он завянет.
Красоту надо видеть сердцем.
В. Спасибо! Мы запомнили с ребятами, как
нужно вести себя в лесу. Зверей не пугать, деревья
не ломать, цветы не рвать.
Лес. Ну, тогда вам пора возвращаться в
детский сад, а мне в лес!
|