Лето — это расцвет жизни в природе, многообразие ее
проявлений. Воспитатели, которые остаются с детьми на лето, продолжают работу
по экологическому воспитанию дошкольников. По-прежнему дети ухаживают за
обитателями уголка природы, наблюдают за их состоянием и самочувствием. В
теплые, солнечные дни воспитатель выносит на участок клетку с хомяком, морскую
свинку, черепаху. Поручает детям пасти их в траве, понаблюдать за поведением.
Учит дошкольников общению с животными — умению ласково разговаривать,
правильно брать в руки и гладить, кормить с руки.
Все лето продолжается работа с детьми в цветнике,
огороде, саду: дети рассматривают цветы, радуются их красоте, срезают и
составляют небольшие букеты, украшают помещение группы. При посещении огорода
воспитатель учит дошкольников замечать в первую очередь изменения, происходящие
с растениями (выросли, появились новые листочки, бутоны, цветы, завязались
плоды). Учит связывать состояние растений и изменения в их развитии с
благоприятными условиями, в которых находятся огородные культуры.
Воспитатель не забывает те длительные наблюдения,
которые проводились весной за мать-и-мачехой, одуванчиком, божьей коровкой, и
продолжает их. Особое внимание детей он обращает на семена-летучки растений, на
их приспособленность к перемещению в пространстве.
Летом занятия не проводятся, но в свободное время в
непринужденной обстановке воспитатель продолжает читать произведения В. Бианки,
связывая их с различными наблюдениями в природе. Так, читая ребятам сказку «Чьи
это ноги?», воспитатель предлагает сравнить по ногам знакомых детям животных
(свинку и хомячка, бабочку и божью коровку, воробья и ворону и др.). Предлагает
провести наблюдение в траве — снизу вверх («как жаворонок в сказке») — и
подметить, как необычно выглядят знакомые цветы, трава, насекомые.
Наблюдения за разными насекомыми дают повод прочитать
детям «Приключение муравьишки», а сказка «Чей нос лучше?» будет способствовать
пробуждению у детей интереса к ротовому аппарату разных животных, поможет
обратить их внимание на то, кто как ест, кто помогает себе лапами, а кто — нет.
Прежде чем пойти второй раз на пруд, воспитатель читает детям «Зеленый пруд» В.
Бианки, беседует с дошкольниками о переживаниях двух сестренок, нарушивших
запрет родителей и оказавшихся возле заброшенного пруда, и о том, как много
интересного они там увидели.
Как и раньше, воспитатель предлагает детям рисовать
иллюстрации к прочитанным сказкам, собирает готовые рисунки в книжечки. Все
лето продолжается работа с календарем природы: каждую третью неделю воспитатель
вместе с детьми наблюдает за погодой, за состоянием природы и результаты
наблюдений заносит в календарь. Особое внимание при этом обращается на
цветущие травянистые растения, которые от месяца к месяцу сменяют друг друга.
Продолжаются выходы с дошкольниками на природу —
экскурсии и походы в лес, на пруд. Воспитатель уточняет с ребятами состав
растительности, просит заметить изменения, которые произошли в этих местах,
организует наблюдения за связями обитателей экосистемы, по мере возможности
организует практическую природоохранную деятельность — очистку полян от мусора,
огораживание муравейников и др. Интересным дополнением к этой работе является
заполнение карты-схемы, которую начали делать в мае. Воспитатель и дети рисуют
в ней все новые и новые объекты, раскрашивают, проводят стрелочки маршрутов.
Рассматривание карты-схемы может быть самоцелью: дети вспоминают прогулки,
интересные явления, с которыми они сталкивались, а также играют в воображаемые
путешествия.
Специальное место в летней работе с детьми должно
занять чтение сказки В. Бианки «Сова», в которой доступно представлены
взаимосвязь человека с природой, цепи питания в экосистеме. Эту сказку можно
разыграть в виде спектакля и показать на одном из вечеров досуга. При этом роль
человека (деда, который пьет чай с молоком) может исполнять сам воспитатель, а
роль совы — кто-нибудь из активных детей. Остальные дети изображают мышей,
шмелей. Сказка замечательна тем, что очень убедительно показывает, как
нарушение одного звена в экосистеме ведет к изменениям всей системы.
Не забывает воспитатель и о «чтении с продолжением»:
он ежемесячно читает детям в присутствии синички Зиньки о событиях в лесу, а
также рассказ «Летом» из книги С. Воронина «Моя береза».
Летом может быть проведена интересная работа по
выращиванию лекарственных растений и наблюдению за их ростом. Воспитатель
неоднократно совершает с детьми целевые прогулки по участку, выясняя, какие из ценных
трав на нем растут, и разговаривая с детьми о целебных качествах мать-и-мачехи,
подорожника, тысячелистника, зверобоя, чистотела, ноготков. Можно сделать
гербарий из засушенных листьев этих растений. В один из летних вечеров
устраивается фитобар — детей угощают вкусными целебными напитками.
Не забывают воспитатели в летнее время и о праздниках:
к 5 июня — Дню защиты окружающей среды может быть подготовлен праздник «Солнце,
воздух и вода — мои лучшие друзья». Специальный праздник можно посвятить воде,
цветам, здоровому образу жизни. К детям может прийти среди лета доктор Айболит
и проверить их самочувствие, спросить, как они закаливаются, развиваются
физически.
|