Цель: дать представление о значении растений; показать
зависимость всего живого от состояния растительного покрова; воспитывать
интерес к растениям, учить понимать происходящие в природе процессы.
Ход занятия
- Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо. А в
конверте лежит фотография.
Дети рассматривают фотографию космонавтов на Луне.
- Что здесь изображено? (Луна.)
- Кто это? (Космонавты.)
- А как вы догадались? (Ответы детей).
- Что на них надето? (Скафандры.)
- А почему космонавты находятся в космосе только в
специальных скафандрах? Зачем они им нужны? (Чтобы
дышать.)
- А разве в космосе нет воздуха, нет кислорода? (Нет.)
- А почему в космосе нет кислорода? Кто знает? (Ответы детей.).
- Да, одна из причин того, что в космосе нет кислорода
в том, что в космосе не растут растения.
Вдруг в дверь стук. Приходит Чепухарь.
- Здравствуйте, ребята! Это я прислал вам фотографию.
Я сначала думал, что это космонавты на себя чепуху какую-то напялили? Летели бы
в космос в спортивных костюмчиках, и все было бы хорошо. А потом я подумал:
вдруг я не знаю чего-то? Пусть ребята фотографию посмотрят, а сам спрятался и
все слушал, что вы говорили. Только мне стыдно, что я ничего про воздух,
кислород и про растения не знал. А вы молодцы! Теперь я понял, зачем нужны
скафандры космонавтам.
- Ребята, а вы тут говорили про какие-то растения. А
что это такое? (Это травы, кусты,
деревья, цветы и т.д.)
- А как вы узнаете, что травы, деревья, кусты все это
растения? (У растений есть корень,
стебель, листья, цветы, плоды.)
- Ребята, а растения живые или неживые? (Ответы детей).
- А почему вы говорите, что они живые? (Растут, питаются, дышат, живут,
размножаются, погибают...)
- А почему воздух очищается с помощью растений? (Ответы детей).
- Чепуха, все это чепуха! Сказки какие-то...
- Опять ты, Чепухарь, не веришь. Не веришь нашим
ребятам, может, поверишь умным книгам? Послушай, Чепухарь, отрывок из книги
«Все обо всем»:
Оказывается, растения питаются не так, как животные.
Под теплыми лучами солнца растения усваивают углекислый газ из воздуха, который
выдыхают люди и животные, и превращают его в крахмал и сахар. При этом
растениям обязательно нужна вода, которую они поглощают из почвы вместе с
питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды, углекислого газа
и солнечного света растения не могут осуществлять процесс питания. Питаясь,
растения насыщают воздух кислородом, а это делает возможным жизнь всех других
организмов, в том числе и самих растений. Растения и животные дышат кислородом,
выдыхая в воздух углекислый газ. При питании растения выделяют кислорода
гораздо больше, чем используют при дыхании. Поэтому на Земле всегда имеется
большой запас кислорода. И все это благодаря растениям. Кислородом дышат все
живые существа: птицы, звери, насекомые, рыбы, человек. Птицы летают очень
высоко, значит, в небе есть кислород. Рыбы плавают очень глубоко, значит, и в
воде есть кислород.
- Всё это чепуха! Откуда в воде кислород? (В воде много растений, водорослей.)
- Теперь мне всё ясно, почему на Луне нет кислорода, а
на Земле так легко дышится. Теперь я понимаю, почему в лесу воздух чище, чем в
городе. В лесу очень много растений: и цветов, и трав, и кустарников, и
деревьев и т.д.
- Ребята, а что надо делать, чтобы в городе воздух был
таким же, как в лесу? (Сажать деревья,
цветы, газоны, ухаживать за растениями.)
- Скорее, скорее собирайтесь, ребята, на улицу! Пойдем
все вместе ухаживать та растениями на участке. Около нашего детского сада
воздух будет свежий и чистый, а мы с вами будем здоровыми. |