Цель: показать детям в практической деятельности,
как рост и развитие растений зависит от условий жизни и правильного
ухода за ними; развивать любознательность, внимание, умение делать
выводы, исходя из увиденного.
Предварительная работа:
— экскурсии на поле, наблюдения за подготовкой земли к посеву, наблюдения за всходами и их ростом;
— посев овощных культур в ящики и уход за ними;
— чтение художественной литературы.
Материал: три горшка с землёй, семенные зёрна овса.
Ход занятия
Воспитатель (В.). Дорогие дети, сегодня мы с вами
начнём проводить очень интересный эксперимент. Мы много раз ходили на
экскурсии в поле и наблюдали, как сеют зерно, как оно растёт. Давайте
вспомним, что нужно для того, чтобы посеять зерно, чтобы оно взошло и
росло. (Нужны земля — рыхлая, мягкая и без сорняков, вода, тепло, свет, а также удобрение.)
Сегодня мы с вами посеем овёс в горшки и будем наблюдать за его
всходами и ростом, но условия роста создадим разные. В два горшка
насыплем земли мягкой, рыхлой и чистой, а в третий — твёрдой и сухой с
комьями.
I этап. Дети насыпают землю в горшки. В два горшка с
хорошей землёй вносят удобрение (азотно-фосфорно-калийное), а в третий,
с твёрдой землёй, ничего не добавляют. Землю в двух первых горшках
рыхлят.
II этап. Во все три горшка сеют овёс, засыпают
землёй. Овёс в горшках с хорошей землёй поливают и ставят: один горшок
на подоконник, а другой — в тёмное место, в шкаф. Горшок с твёрдой
землёй не поливают, но ставят на подоконник.
III этап. Дети вместе с воспитателем наблюдают за овсом в трёх горшках.
В (обращаясь к детям). Посмотрите, пожалуйста, на подоконнике в горшке, с хорошей землёй, земля пересыхает? Почему? (Её высушивает солнце.) И что нужно делать? (Поливать.) Почему земля не пересыхает в тёмном месте? (Туда не доходит солнце.)
Через неделю в двух горшках, которые поливали, появляются всходы, а в
третьем горшке с пересохшей землёй ничего нет. Воспитатель просит детей
внимательно посмотреть на горшки.
В. Почему овёс не всходит в третьем горшке? (Дети отвечают.) Правильно, ему не хватает влаги, а семена без воды не набухнут и не прорастут.
Каждый день воспитатель с детьми внимательно наблюдают за овсом на
подоконнике и в тёмном месте. Во время наблюдения дети замечают, что на
подоконнике овёс тёмно-зелёный, широкий, толстый, а в тёмном месте
бледно-зелёный, тонкий и высокий. На вопрос «Почему?» дети отвечают: «В
тёмном месте овсу не хватает света».
После всхода овёс, который стоит в тёмном месте, не поливают.
Через некоторое время в одном горшке овёс стал вянуть.
В. Почему овёс завял? (Ему не хватает света и воды.) вот видите, ребята, в горшке, в тёмном месте, овёс совсем засыхает и пропадает. Что с ним случилось, почему он так засох? (За ним никто не ухаживал, не поливал, не подкармливал, а также ему не хватало света.)
В. А теперь скажите, какой овёс в горшке, что на подоконнике? (Густой, красивый, да и стебель толстый.) Почему в этом горшке такой хороший овёс? (Потому что для него были созданы хорошие условия.)
Молодцы, ребята. Хорошо, что вы с интересом отнеслись к нашему
наблюдению за ростом и развитием семян овса. А теперь давайте
поразмышляем. Что нужно для растений, чтобы они взошли, а затем быстро
росли и созревали? (Дети отвечают, обмениваются мнениями.)
Заключение.
В. Итак, дорогие дети, для хорошего роста и развития
растений обязательно нужны следующие условия: мягкая, рыхлая,
рассыпчатая земля, хорошие удобрения, вода, солнце, тепло, свет,
своевременный уход. А ещё хорошее и заботливое отношение человека к
своей земле, к тому, что на ней растёт, что её украшает. У каждого из
вас есть огороды, где ваши мамы и бабушки сеют цветы, разные растения.
Вот и понаблюдайте за ними. А затем вы расскажите о своих наблюдениях.
|