Цель. Закрепить представления о явлениях и
объектах
живой и неживой природы, продолжать учить искать вы
ход из
проблемных ситуаций.
Материал. Хрюша (игрушка); набор картинок
(овощи,
фрукты, ягоды); большой самодельный куб, грани
которого раскрашены
в синий, зеленый, желтый, красный, коричневый, оранжевый цвета;
бумажные облака в виде силуэтов животных, насекомых,
цветов,
листьев (по числу детей в группе); большая
самодельная книга
с картинами; коробочка с витаминами.
Ход занятия
Воспитатель (увидев на своем месте Хрюшу).
Хрюша, а что
ты здесь делаешь? Ты пришел в гости? И принес книгу?
(Внимательно
рассматривает ее, не показывая детям.) Нет, это не
сказки
и не раскраски... Что же это? (Хрюша что-то шепчет
ей на ухо.)
Оказывается, это загадки-объяснялки. Хрюша, давай
загадаем
их детям. (Хрюша кивает головой в знак согласия.)
Итак, светит, сверкает, всех согревает. (Солнце.)
Верно, вот
оно, на первой странице книги. Радуется тому, что
пришла весна,
весело заглядывает в окно. (Дети вместе с
воспитателем вспоминают
потешки о солнце.)
Проводится игра «Хорошо — плохо». Солнце — это и
хорошо,
и плохо. Когда солнце бывает добрым? (Весной,
например, когда
тает снег, природа оживает, становится тепло.) А
когда злым?
(В жаркой пустыне, оно высушивает все водоемы,
сжигает растения
и т. д.)
Хрюша. На что она похожа? На белую морковку,
которая растет
зимой. (Сосулька. )
Воспитатель. Верно, вот она, на следующей странице
Хрюшиной
книги. А из чего состоит сосулька? Где она живет? От
чего
может заплакать? Значит, весной под теплыми
солнечными лучами
сосульки начинают таять. Как же им помочь? (Дети
предлагают
самые разнообразные, иногда просто невероятные
варианты для
их спасения.)
Хрюша. Крылья есть, да не летает, ног нет, да не
догонишь.
(Рыба.)
А почему вы решили, что это рыба? Как передвигается
рыба?
Как мы называем ее «крылья»? (Плавники, с помощью
которых
она и передвигается.) А зачем рыбе хвост? Где она
живет? Без
чего погибнет?
Воспитатель (разглядывая куб). А заем, Хрюша, ты
принес с
собой этот необычный кубик?
Хрюша. Он действительно необычный: кто выполнит все
его задания,
тот получит сюрприз. (Кладет куб гранями разного
цвета — дети
называют овощи, фрукты, ягоды такого же цвета и
подбирают
соответствующие картинки.) Что же содержат в себе
самого ценного
все эти фрукты, овощи, ягоды? (Витамины.) Вот вам и
сюрприз:
коробочка с витаминами.
Проводится дидактическая игра «На что или на кого
это похоже?»
(с бумажными облаками). Потом дети вспоминают, как
летом и
осенью наблюдали за облаками, фантазируют на тему
«Путешествуя
на облаке...»
Праздник почемучек
Цель. Закрепить имеющиеся у детей знания о
природе,
продолжать формировать бережное отношение к ней,
развивать
логическое мышление, фантазию, воображение.
Материал и оборудование. Картинки с
изображениями
животных, насекомых, растений (волк, заяц, медведь,
лиса,
муравей, бабочка, черепаха, белка, жук); картинки,
на которой
нарисованы еж, его домик и две дорожки к нему:
длинная и короткая;
самодельные бумажные корзинки и цветы; обручи,
кегли; чистые
листы бумаги для рисования.
Ведущая. Сегодня у нас праздник почемучек. И в
гости к нам
придет Главный Почемучка. Пока он добиратся до
нашего детского
сада, давайте вспомним стихи и песни о весне,
которые мы учили
на занятиях (по выбору воспитателя и музыкального
руководителя).
Главный Почемучка.
А вот и я! Почемучка я, друзья!
Почему трава растет? С неба дождь рекою льет?
Почему иголки у ежа и иголки есть у елки?
Дым клубится почему? Ну никак я не пойму!
Звезды ночью лишь горят... Днем они,наверно, спят?
С этими «почему?» обратиться мне к кому?
Ведущая. К детям нашей группы, конечно! Они многое
узнали
за этот год и смогут ответить на твои вопросы.
Главный Почемучка загадывает загадки — дети
отгадывают их
и показывают соответствующие картинки.
• Вот бежит комочек пуха, у него большое ухо...
(Заяц.)
• Гляжу: опавший лист опять взлетел на ветку. То...
была (бабочка).
• Она спит, но кур считает... (Лиса.)
Главный Почемучка. Вы, наверно, очень любите
природу и знаете,
как надо защищать попавших в беду лесных обитателей.
Ежик (показывает картинку) не знает, как попасть
домой, помогите
ему. (Дети должны выбрать короткую дорожку.)
Жук (показывает картинку) упал на спину. Он может
умереть,
если вы не поможете ему... (перевернуться).
А вот голодные белки (показывает картинку). Как их
спасти от
беды? (Рисуют грибы, орехи.)
Молодцы! Дарит детям самодельные бумажные корзинки.)
А теперь давайте посоревнуемся: как пройти через
болото? (Перепрыгивают
из обруча в обруч, с кочки на кочку.)
А как идти по лесу, не задевая кустики? (Бегут
змейкой между
кеглями. )
Кто по описанию быстрее догадается, что это за
зверь? Большой,
серый, зубы острые; когда он голоден, никому пощады
не будет.
(Волк. Называют и показывают соответствующую
картинку. )
Маленький, да удаленный, очень трудолюбивый, живет в
большой
и дружной семье. (Муравей.)
Очень любит мед, но и пчел очень боится, а зимой
любимое развлечение
— лапу сосать. (Медведь. )
Свой дом на себе носит, а дом ее такой надежный, что
защищает
даже от самых страшных врагов. (Черепаха. )
Молодцы! Возьмите эти цветы и давайте все вместе
потанцуем.
Ведущая. Вот и пришло время прощаться. Скажем «до
свидания»
Главному Почемучке и пообещаем друг другу, что
следующая наша
встреча пройдет еще интереснее.
|