Урожай с грядки (занятие во второй младшей группе)
ЦЕЛИ
— формировать элементарные обобщенные представления об
овощах;
— развивать умение обследовать предмет, выделять
некоторые его свойства и качества;
— довести до сознания детей, что нельзя есть неспелые,
немытые овощи, а также то, что овощи — источник витаминов.
Материалы: рисунки овощей, сделанные детьми после игры
«Аришин огород»; запись веселой, детской музыки или песни; картинки с
изображением овощей (по количеству детей): морковь, свекла, редис, репа (все с
ботвой), огурец, помидор, перец, капуста; две корзины; два платка; волшебный
рукав или мешочек; свежие (сырые) овощи: картошка, морковь, свекла, капуста,
редис, лук, чеснок, огурцы, помидоры, сладкий перец; соленые, консервированные
овощи — на ваш вкус; разделочная доска, нож; тарелки, вилки (можно
одноразовые); салфетки.
Для последней части занятия: ящик с мягкой, влажной
землей, 8—10 луковиц.
* **
Такие разные овощи
Воспитатель. В начале осени мы собирали урожай. (Перед
детьми выставляются рисунки с изображением овощей.) Что вырастили мы?
Дети. Морковь, свеклу, репу.
Воспитатель. Где выросли эти овощи?
Д е т и. В огороде.
Воспитатель. Как ухаживали мы за овощами? Дети.
Поливали, рыхлили землю.
Воспитатель. Морковь, свеклу, репу мы прозвали
овощами-секретиками. Почему?
Дети. Овощи эти спрятаны от нас в земле.
Воспитатель. Правильно. Над землей лишь пушистый хвостик
— ботва. Одна из этих картинок показывает овощи-секретики. Как вы думаете,
какая? Почему?
Дети отвечают.
На своем маленьком огородике мы вырастили всего
несколько овощей: морковь, свеклу да репу. На больших огородах люди выращивают
значительно больше овощей, и все они разные. (Перед детьми выставляются
картинки с изображением овощей.) Давайте, поиграем — разложим овощи по
корзинкам. Овощи-секретики — в одну корзинку, другие овощи — в другую.
Дети прикрепляют картинки к корзинкам. Организуется
малоподвижная игра-имитация «Вот какой урожай».
Берем корзинки, идем в огород. (Звучит веселая
музыка.) Собираем овощи-секретики — с трудом выдергиваем их за хвостик из
земли. Собираем другие овощи — осторожно снимаем их с веток. (Во время игры помощник
воспитателя заменяет в корзинках картинки на настоящие овощи, в одну из корзин
кладет волшебный рукав.) Отдыхаем.
Дети садятся на ковер.
Угадай на ощупь
Воспитатель. Ребята, пока мы с вами играли, произошло
волшебство — картинки в наших корзинах превратились в настоящие овощи! В
корзине, кроме овощей, еще что-то лежит. Волшебный рукав! Он приглашает нас
поиграть в игру «Угадай на ощупь».
Корзины накрываются платками. Так, чтобы дети не
видели, воспитатель помещает овощ в рукав. Ребенок, ощупывая содержимое рукава
двумя руками, пытается угадать овощ. Игра повторяется до тех пор, пока в ней не
поучаствуют все дети.
Угадай
на вкус
Воспитатель. На ощупь все овощи разные: гладкие или шероховатые,
твердые или мягкие. Отличаются овощи друг от друга и по вкусу. Следующая игра — «Угадай на вкус». К этой игре надо
подготовиться. Что надо сделать перед тем, как сесть за стол?
Дети. Мы вымоем овощи и помоем руки.
После водных процедур дети садятся за стол. На столе —
блюдо с овощами, тарелки, вилки и салфетки.
Воспитатель. Летом эти овощи росли в огороде, на
грядке: одни поспевали над землей, другие — под землей. Интересно растет
капуста. Много-много листьев собираются в один большой кочан.
По просьбе воспитателя дети снимают с капусты
несколько листьев.
На нашем столе — свежие овощи. Все ли эти овощи можно
есть в сыром виде?
Дети. Нет.
Воспитатель предлагает детям отобрать те овощи,
которые можно есть сырыми, нарезать их и разложить на блюде.
Воспитатель. Овощи нарезаны — можно играть в игру «Угадай
на вкус».
Каждому ребенку, по очереди, воспитатель кладет в рот
кусочек какого-либо овоща так, чтобы он не видел. Ребенок должен угадать овощ
на вкус.
На вкус все овощи тоже отличаются друг от друга:
сладковатые, с кислинкой, горчинкой. Свежие овощи очень полезны — в них много
витаминов, необходимых для хорошего самочувствия! Угощайтесь на здоровье.
Воспитатель раскладывает кусочки овощей по тарелочкам.
Запасы овощей на зиму
Воспитатель. У меня для вас еще один сюрприз. Многие
хорошие хозяйки делают запасы овощей на зиму. (На стол выставляется банка с
солеными овощами.) Овощи в этой банке могут храниться очень долго. Сейчас мы их
попробуем. Чем отличаются они от свежих?
Дети. Эти овощи — соленые, потому что в них добавили
соль.
Воспитатель. А ваши мамы делают запасы овощей на зиму
в банках?
Дети. Да.
Воспитатель. Кто еще из наших знакомых делает запасы
на зиму?
Дети. Белочка.
Воспитатель. Что собирали мы сегодня в корзины?
Дети. Овощи.
Воспитатель. Что ощупывали в волшебном рукаве?
Дети. Овощи.
Воспитатель. Что пробовали?
Дети. Овощи.
Зеленый лук
Воспитатель. Очень полезны для здоровья лук и чеснок.
(Перед детьми раскладывается чеснок, репчатый и зеленый лук.) Мы сможем сами
вырастить зеленый лучок: посадим в землю репчатый лук, и он даст зеленые «перышки».
(Перед детьми выставляется ящик с землей, репчатый лук.) Подходит эта земля
для посадок?
Дети исследуют землю в ящике.
Дети. Да, она рыхлая, мягкая, влажная.
Воспитатель. Сажаем лук, поливаем его. Как будем ухаживать
за луком?
Дети отвечают.
По мере роста фотографируйте или зарисовывайте лук.
Фото или рисунки пригодятся вам на занятии в средней группе. Не забывайте
добавлять лук детям в суп.