Встреча с Лелем.
(Действие происходит на альпийской горке.)
Лель подводит детей к альпийский горке. Около нее
на пенечках сидят его маленькие помощники (дети в костюмах пчелы,
муравья, божьей коровки, бабочки, кузнечика, мухи, стрекозы, лягушки).
Каждый из них загадывает о себе загадку. Затем ребята наблюдают за
насекомыми и растениями альпийской горки.
Лель обращает внимание детей на то, что альпийскую
горку можно назвать горкой самоцветов: лепестки цветков переливаются
всеми красками радуги. Можно сказать, что это живые самоцветы. На
горке, кроме растений, есть еще камни, которые Лель и предлагает
рассмотреть всем вместе. Среди камней встречаются очень красивые, а
владеет ими Хозяйка Медной горы.
Гремит гром, и появляется сама Хозяйка со шкатулкой
сокровищ в руках: «Здравствуйте! Услыхала я, что о моих сокровищах речь
ведете, и не смогла усидеть в горе каменной, самоцветы свои вам
принесла. Даром что не живые они, а переливаются-то как! Вот, глядите на
каменья мои — аль знакомы вам какие из них? (Дети разглядывают и
узнают минералы, которые вынимает Хозяйка Медной горы из чудесного
ларца.) А как каменья мои людям издавна служат, знаете? (Ответы
ребят.) Вижу, много вы о минералах знаете, порадовали горную
красавицу, заслужили подарки». Хозяйка Медной горы дарит каждому
ребенку по красивому камешку.
Встреча с первобытными людьми.
(Действие происходит на
участке с большими валунами, называемом «садом камней». На некоторых
камнях заранее сделаны «древние» рисунки.)
Дети переносятся в прошлое человечества и
встречаются с первобытными людьми (их роли играют ребята), которые с
гордостью показывают всем сделанные ими наскальные росписи. Какие же
минералы использовались для нанесения росписей? Дошкольники
рассматривают уголь, мел, охру и пытаются сами нарисовать что-либо
«древнее» на поверхности камней. Первобытные люди исполняют в честь
гостей танец дикарей и дарят каждому гостю на память свои стародавние
«краски».
Встреча с Незнайкой. (Действие происходит на участке с зарослями
мать-и-мачехи.)
Появляется Незнайка: «Ой, здравствуйте, ребята, вы
тоже тут гуляете? Вот и я, видите ли, решил пройтись, свежим воздухом
подышать. Так здорово! Цветочки, листочки. Кстати, а вы не знаете, что
это за лист такой странный? (Показывает на мать-и-мачеху,
предлагает ребятам потрогать листья.) С одной стороны
холодный, блестящий, гладкий, а с другой — мягкий, пушистый и теплый? (Дети
отвечают, что это лист мать-и-мачехи, и объясняют Незнайке,
почему растение так называется.) Лель уточняет, что
мать-и-мачеха любит расти на глинистой почве, поэтому ее здесь так
много. Незнайка просит растолковать ему, что такое глина и с чем ее
едят. Лель объясняет, что глина — замечательный минерал, а дети
рассказывают все, что они знают о глине, предлагают Незнайке взять ее в
руки и растереть между пальцами. В итоге Лель приглашает всех в гости
к Марье-искуснице — глиняных дел мастерице, чтобы выяснить, как люди
используют глину.
В гостях у Марьи-искусницы — глиняных дел
мастерицы.
(Действие происходит в специально
оборудованной избе (декорации), на столе
выставлены различные изделия из глины. Здесь же находятся свежая глина и
различные печати)
Марья-искусница радушно встречает гостей:
«Здравствуйте, гости дорогие, здравствуй, Лель-пастушок, здравствуйте,
детушки! А это кто ж такой с вами? И одет как-то необычно!» Лель
представляет Незнайку и говорит, что этот малыш ничего не знает о
глине. Вот и привели его ребята к Марье-искуснице, чтобы поведала она о
чудесных свойствах этого минерала и показала свои изделия.
Марья-искусница рассказывает детям, как люди научились делать из глины
посуду, светильники, игрушки, украшения, показывает свои изделия,
предлагает слепить что-нибудь из глины, затем дарит всем на память
глиняные медальоны.
Встреча на огороде с Дарьей-огородницей и
овощами.
(Действие происходит на огороде. На
грядках сидят овощи — ребята в
соответствующих костюмах — моркови, капусты, репы, лука и т. п.)
Лель предлагает ребятам посетить еще одну
мастерицу — Дарью-огородницу.
Хозяйка огорода приветливо встречает ребят: «Здравствуйте, гости
дорогие! Проходите, проходите, наши грядки посмотрите. За погляд денег
не берут. Мы про огород наш вам расскажем, грядочки покажем. Видите,
какая хорошая земля на огороде — рыхлая, влажная, и еды в ней для
растений хватает. Вот и выросли они тут большие и красивые! Сколько в
эти грядочки вложено труда, знают только солнышко, ветер и вода. Для
начала я, ребятки, загадаю вам загадки. А помогут мне в этом жители
наших грядок. Про кого загадку отгадаете, того на моей грядке мигом
узнаете». Загадывает загадки о моркови, луке, капусте, редиске. Тот
овощ, о котором идет речь, поднимается, дополняет слова
Дарьи-искусницы, рассказывает о себе или поет песенку.
Дарья: В зеленом домишке полно
ребятишек, сидят в рядок, к колобку колобок. (Горох) Горох
: Голова моя на ножке, в голове моей горошки. Дарья
: И зелен, и густ, на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом — (картошка). Картошка
: Неказиста, шишковата, а приду на стол
когда, скажут весело ребята: «ну рассыпчата, вкусна».
После знакомства с овощами каждый ребенок получает
в подарок морковку.
В заключение Лель предлагает детям рассмотреть
содержимое своих мешочков и вспомнить, кто и где делал им подарки и о
чем они узнали во время путешествия по тропинке.
|