Программное содержание
Обучающее: научить детей различать и
называть лиственные и хвойные деревья;
сравнивать их, находя общие признаки: у всех
деревьев есть крона, ветви, ствол, корни; уточнить
знания детей о состоянии растений весной: на
деревьях набухают почки, появляются проталины у
основания деревьев, т.к. начинается сокодвижение;
дать понятие об экосистеме «лес».
Развивающее: развивать умение
логически мыслить, устанавливая взаимосвязи:
состояние неживой природы – растительный мир –
животный мир; развивать речь детей, умение
подбирать определение к слову.
Воспитательное: воспитывать у
детей потребность в общении с природой и
бережное отношение к своему здоровью; развивать
любовь к природе, понимание красоты окружающего
мира; практическими делами охранять и беречь лес.
Материалы: флажки красного цвета,
лупа, целлофановые пакеты, фотоаппарат, масляная
краска, кисть, альбом, карандаш, корзина,
резиновые или целлофановые перчатки.
Предварительная работа: беседа о
правилах поведения на природе, заучивание стихов
о весне.
ХОД ЭКСКУРСИИ
Воспитатель (В): Ребята, как
вы думаете, куда ведет эта тропинка?
Дети (Д): В лес.
В: Тропинка здоровья в глубь
леса идет,
К зеленому царству она приведет.
Будем мы в царстве растений гулять,
Воздухом свежим и чистым дышать.
Вы хотите прогуляться по этой
тропинке, узнать много интересного? На каждой
лесной тропинке нам будут встречаться чудеса.
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой:
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей,
Другое – пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох.
Сидит «отчего» на зеленом листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень.
Вопрос за вопросом, и так – целый день!
Пойдем-ка, дружок, по тропинке лесной
Ответы искать под зеленым шатром.
(А. Дитрих)
Итак, мы оказались в лесу. Давайте
поздороваемся с лесом каждый по-своему!
Какое сейчас время года?
Д: Весна.
В: Правильно, весна. Оглянитесь
вокруг, давайте полюбуемся красотой весеннего
леса, когда оживает и просыпается природа.
Ребята, что вы почувствовали, услышали, когда
вошли в лес? (Свежесть, запах хвои, пение птиц,
тишину…)
Лесные жители видят нас, они притаились и ждут,
как же мы будем вести себя в их лесу. Уважаемый
лес, мы пришли к тебе как друзья! Ведь правда,
ребята? А как ведут себя в лесу настоящие друзья?
Д: Не кричат, не пугают
животных, насекомых, ходят только по тропинке,
чтобы не обидеть растения...
В: Но прежде, чем отправиться в
путь по тропинке, я напомню вам правила поведения
в лесу.
«Лесные правила»
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
(Н.Рыжова)
Запомнили эти правила? Старайтесь их
выполнять, не то лес затаится, испугается – и вы
не узнаете ни одной его тайны. А тайн в лесу очень
много.
Мы отправляемся в путешествие по тропинке. Хотя в
некоторых местах еще лежит снег, он не помешает
нам выполнять различные движения, чтобы быть
сильными, здоровыми и никогда не болеть. До
первой остановки мы будем идти по снегу, высоко
поднимая колени, затем след в след, приставным
шагом, широким шагом. Итак – в путь.
Объект 1. Березка. (Объект
зарисовать, отметить на карте.)
В: Ребята, отгадайте загадку:
По всем странам славится
Стройная красавица;
Белые одежки,
Золоты сережки,
С расплетенною косой,
Умывается росой.
Ветер пряди шевелит,
Заплетать их не велит.
Как называется это дерево?
Д: Береза.
В: Береза – действительно
дерево или, может быть, кустарник?
Д: Дерево.
В: Почему вы так думаете? Как
расположены ветки по отношению к стволу? Какого
цвета кора у березы? Зачем дереву нужна кора?
(Дети рассматривают березу и
отвечают на вопросы.)
Дотроньтесь до коры березы. Какой у нее
ствол?
Д: Холодный.
В: Береза – единственное
дерево с белой корой, которая не нагревается на
солнце и спасает дерево от ожогов.
Ребята, посмотрите внимательно на веточки
березы; что вы на них видите?
Д: Шишечки…
В: Так просыпается березка от
долгого сна. Эти шишечки называются «почки». В
них долгую зиму спали листочки, а с наступлением
весны они постепенно проснутся – и березка
станет еще красивее: не только с листочками, но и
с сережками.
Ребята, как вы думаете: почему у
лиственных деревьев только весной набухают
почки? (Предлагает детям рассмотреть почки
через лупу.)
Д: Потому что становится теплее,
снег тает….
В: Начинается сокодвижение, и
деревья просыпаются. Как можно назвать березку?
(Стройная, белоствольная, легкая.) Давайте
попрощаемся с русской красавицей и пойдем
дальше. До второй остановки мы будем выполнять
следующие движения: ходьба широким шагом
след в след, змейкой.
(Дети выполняют движения по команде
воспитателя.)
Объект 2. Сосна. (Объект
зарисовать, отметить на карте.)
В: Ребята, как называется это
дерево?
Д: Сосна.
В: Правильно, сосна. Какое это
дерево: хвойное или лиственное?
Д: Хвойное.
В: Почему вы считаете, что сосна
– хвойное дерево? Чем отличается сосна от березы?
Д: У березы нет иголочек, а у
сосны есть.
В: Правильно, только не
иголочки, а хвоинки. Поэтому сосна – хвойное
дерево. А у каких еще деревьев вместо листьев
хвоинки?
Д: У сосны, елки, лиственницы,
кедра.
(Если у детей возникли затруднения,
воспитатель называет деревья вместе с детьми.)
В: Молодцы! Ребята, а если
посмотреть на наш лес, каких деревьев в лесу
больше?
Д: Конечно же, сосен.
В: Как называется такой лес?
Д: Сосновый.
В: А какие еще растения растут в
сосновом лесу?
(Воспитатель называет вместе с
детьми: багульник, голубика, брусника, мох…)
А чем еще сосна отличается от березы?
Д: Сосна выше березы, и она все
время зеленая.
В: Правильно, и поэтому сосна –
вечнозеленое растение. Свои хвоинки сосна
сбрасывает редко и почти незаметно. Мы должны
быть благодарны ей за это. Ведь даже в самую
суровую зиму сосна и другие хвойные деревья
очищают воздух, убивая микробы, которые несут нам
болезни. И в любое время года в лесу легко и
свободно дышится. Этот воздух – целебный.
Упражнение дыхательной
гимнастики «Лесной аромат»
И.п.: стоя, ноги врозь, руки внизу,
мышцы расслабить, глаза закрыть. После выдоха
дети медленно втягивают воздух, пытаясь уловить
мельчайшие ароматы природы, добиваясь ощущения,
что они дышат не только носом, но и всем телом,
будто воздух проникает через кожу. Выполнять в
медленном темпе.
В: Почувствовали, насколько
мы стали сильнее, бодрее? Положите ладони на
ствол сосны. Он такой же холодный, как у березы?
Д: Нет, он теплее.
В: Как вы думаете, почему?
Д: У сосны кора не белая.
В: Правильно, кора сосны
красноватого цвета и поэтому хорошо нагревается
на солнце.
Посмотрите вверх, какие у сосны ветки,
какая крона. А сколько в ней силы, могучести,
здоровья! Ведь выжить в наших суровых условиях
непросто.
Тренинг «Сила от природы»
В: Встаньте под любое дерево,
обнимите его, полюбуйтесь его красотой, ощутите,
как «бегут» под корой первые весенние соки,
насыщая энергией дерево.
Представьте себя деревом. Что вы почувствовали?
Д: Я стала такой же большой, как
это дерево. У меня появилось больше сил…
В: Нежно погладьте дерево по
стволу, поблагодарите его за то, что оно
поделилось с вами своей силой и здоровьем.
(Обратите внимание детей на дерево,
стоящее рядом.)
Ребята, посмотрите: что случилось с
корой этого дерева? Кора дерева повреждена
топором. Нам нужно срочно помочь сосне, потому
что через это повреждение могут пробраться
жуки-короеды – и дерево заболеет или даже может
погибнуть. Где наши краска и кисточка? (Воспитатель вместе с детьми обрабатывает
поврежденный участок коры масляной краской.)
Расти, деревце, и не болей... Ребята, вы не устали?
Может, вернемся обратно?
Д: Нет, пойдем дальше!
В: Хорошо, продолжаем нашу
прогулку. Впереди у нас новая остановка, а значит,
и новые движения: прыжки с поворотом, боком,
через препятствия.
Объект 3. «Чистый лес». (Отметить
на карте.)
Ребята, здесь нам предстоит самая
ответственная работа. Посмотрите внимательно
вокруг и скажите: чего не должно быть в лесу?
Д: Пакетов, бутылок, бумаги...
В: Одним словом, бытового
мусора. Скажите:вам нравится замусоренный лес?
Д: Нет, можно даже пораниться.
В: Посмотрите, разбитая банка.
Об эту банку можно не только ногу поранить, при
сильном солнце может произойти пожар. Что же
делать, как помочь лесу?
Д: Давайте закопаем банку в
песок!
В: А если там корешки
растений, мы можем повредить их! Лучше, наверное,
аккуратно положить банку в корзину, а на обратном
пути выбросить ее в мусорный контейнер. Тогда уже
точно она не принесет никому вреда... Ребята, у
меня есть предложение. Давайте здесь уберем весь
мусор. И тогда наш лес и все его жители будут
очень рады. У меня есть специальные перчатки,
которые я вам сейчас раздам. Или можно найти
сухие веточки и с их помощью, накалывая пакеты и
бумагу, собрать весь мусор в свои пакеты. (Дети с удовольствием принимаются очищать лес
от мусора.)
Д: Посмотрите, как стало красиво!
В: Молодцы, вы настоящие друзья
леса!.. А сейчас давайте поиграем.
«Прятки»
Дети прячутся за деревья. Жмурка,
досчитав до десяти, поворачивается и, не сходя с
места, ищет глазами детей, стоящих за деревьями.
Кто плохо спрятался и первым обнаружен, тот
водит.
«Лесные тропинки»
Кто-нибудь из детей назначается
ведущим. Остальные строятся за ним. Ведущий идет
впереди колонны по тропинкам, сугробам,
используя разнообразные движения. Все остальные
должны точно их повторять. Задача ведущего –
разнообразить движения в зависимости от условий:
по глубокому снегу идти, высоко поднимая колени,
перешагивая с проталины на проталину. Ведущий
меняется через условное количество шагов. Могут
объявляться необычные задания: идти спиной
вперед, придумать шаг для протаптывания
тропинки, прыгать на одной ноге по снегу и т.д.
Свободные игры
Дать детям возможность побыть наедине
с природой. Понаблюдать за жителями леса.
Осторожно раскрыть снежный сугроб, отметить, что
под ним ягоды брусники и листочки зеленые.
Сделать фотографии для стенда.
В: Ребята, как вы себя
чувствуете? Какое у вас настроение?
Д: Хорошее, давайте еще
поиграем.
В: Сегодня мы только начали
свое путешествие по экологической тропе. Вам
понравилось в лесу?
Д: Да!
Тренинг «Солнышко»
В: Лес красив в любое время года. А
сегодня такой солнечный день! Закройте глаза и
попробуйте почувствовать, смотрит ли на вас
солнышко, греет ли оно вас. Когда солнышко греет,
кажется, что оно гладит лицо своими лучиками,
будто мама…
(Чтение стихотворения Н. Поляковой
«Солнышко».)
У нас впереди еще много экскурсий, и
много нового нам предстоит узнать. Но,
путешествуя по тропе, нужно помнить, что мы
пришли в гости, и не забывать о лесных правилах
даже во время игр. Прежде чем покинуть лес,
давайте почитаем стихи о весне и попрощаемся с
деревьями.
(Короткая дорога обратно.)
Последующая работа
Беседа о признаках весны (тает снег,
появились ручьи, набухли почки…). Рассказы детей
об увиденном, рисование на тему «Мое любимое
дерево». Выставка в группе – вернисаж рисунков.
|