В середине февраля ребята вместе с воспитателем
посадили лук в ящики.
Прошла неделя, и воспитатель организует рассматривание
растущего лука. Сначала все вместе осматривают ящики — грядки, поливают
их, отмечают изменения луковиц. Затем появляется игрушка Чипполлино.
Воспитатель показывает его детям, говорит: «Это мальчик-луковка. Он узнал, что
мы выращиваем лук, и пришел посмотреть, как мы это делаем». Педагог предлагает
всем сесть вокруг стола, посередине ставит банку с луковицей: «Посмотрим и
зарисуем мою луковицу. Она в прозрачной банке, ее хорошо видно. Чипполлино,
посмотри, мы на прошлой неделе посадили луковицу в воду. Она была вот такая
(показывает зарисовку в календаре). Дети, посмотрите внимательно на луковицу.
Она осталась такая же или что-нибудь изменилось?»
Дети осматривают луковицу, воспитатель с Чипполлино делают
то же. Если дети не видят изменения, воспитатель просит их посмотреть на верх
луковицы, затем в воду на донце растения. Объясняет, что луковица проросла —
снизу появились белые корни, а сверху зеленые ростки. Спрашивает, отчего она
проросла. Выслушав ответы, уточняет: «Луковица стоит в воде, в комнате у нас
тепло, на окошке светло — вот она и проросла. Так же, как лук на грядке в
ящиках. Теперь мы нарисуем луковицу такой, какая она сейчас». Воспитатель
рисует сам, но привлекает детей к помощи — подержать трафарет, подать нужный
карандаш и т. д. Делает акцент на том, что надо пририсовать корни и росточки.
Показывает новый рисунок всем детям и игрушке. Спрашивает: «Как вы думаете, что
будет, если мы посадим в банку еще одну луковицу, но воды не нальем? Давайте
посмотрим, что получится. Приходи к нам, Чиполлино, через неделю, мы опять
будем рассматривать и рисовать лук».
В конце недели воспитатель предлагает детям дома тоже
посадить луковицу в банку с водой, объяснить мамам, как полезен зеленый лук и
что надо делать, чтобы он вырос. «А еще, ребята, я вам скажу по секрету: через
две недели будет замечательный праздник 8 Марта, посвященный всем женщинам на
свете — мамам, бабушкам, сестрам. Нужно уже сейчас начать думать о подарках.
Так вот, зеленый лук, который прорастает у вас дома в баночке, будет очень
хорошим подарком маме. Мама его порежет в салат к праздничному столу. Только,
чур, о подарке маме заранее не говорить. Лук пусть растет, а про подарок мама
пусть пока и не догадывается».
Продолжаются наблюдения за посадками лука. Поливая и
осматривая вместе с детьми растения, воспитатель радуется, что грядки начали
зеленеть, что скоро зелень можно будет класть в суп. В разговоре напоминает
детям, что лук растет тогда, когда есть тепло, свет, вода.
Педагог организует повторное рассматривание и
зарисовку луковицы, которая растет в банке. Так же как и в прошлый раз, он
рассаживает детей вокруг стола, ставит банку посередине и просит ребят
отметить, что изменилось за неделю. Предлагает внимательно посмотреть на корни
и на ростки. Хвалит тех, кто правильно рассказывает об изменениях.
Воспитатель делает новую зарисовку лука, но при
активном участии детей: кто-то обводит по трафарету банку (воспитатель при этом
держит бумагу, кто-то тоже рисует луковицу и т. д). Воспитатель всем помогает,
дополняет, дорисовывает, исправляет ошибки. В конце наблюдения приходит
Чиполлино. «Как жаль, что ты опоздал! Ребята, покажите ему нашу луковицу и
рисунок, который мы сделали»,— говорит педагог. Потом воспитатель вспоминает о
луковице, сидящей в банке без воды. Все рассматривают ее и отмечают, что она
не растет. Воспитатель помогает детям сделать вывод о значении воды. Просит
кого-то из детей долить в первую банку воды, так как ее стало намного меньше.
Чиполлино активно участвует в этом.
Воспитатель спрашивает, кто из детей посадил лук дома,
хвалит их и советует следить за водой: если помутнеет — менять, если станет
мало — доливать.
На первой неделе марта, в соответствующий день
воспитатель организует осмотр грядки лука в ящике и наблюдение за ростом
луковицы в банке. Главное — дети должны заметить изменения, которые произошли
за неделю,—удлинившиеся корни, подросшую зелень. Воспитатель помогает им
понять, что это произошло благодаря хорошим условиям — наличию воды, тепла,
света. Осмотр другой луковицы, которая находится в банке без воды, подтверждает
значение влаги для роста растения.
Для того чтобы точно прорисовать луковицу, воспитатель
считает с детьми перышки, обращает внимание на то, что одни — подлиннее, другие
— покороче, третьи — только начинают вылезать. Новую зарисовку делают вместе
точно так же, как в прошлый раз. Воспитатель поручает отдельным ребятам обвести
трафареты, раскрасить луковицу, воду. Пририсовывает зелень и корни: «Дети,
смотрите, я нарисовала шесть перышек — столько, сколько их действительно есть у
луковицы. Одно — самое длинное, три — покороче, два — совсем маленькие. Корни
я тоже нарисовала такой длины, на которую они выросли. Смотрите, нарисованная
луковица — это точный портрет живой луковицы, которая растет в банке».
Как и в прошлый раз, приходит Чиполлино. Воспитатель
привлекает его к осмотру растения, к диалогу с ребятами.
На первой
неделе марта снова проводится наблюдение за луком. Как и в прошлый раз,
воспитатель уточняет изменения, происшедшие с растением, связывает их с
условиями, в которых оно находится. Вместе с детьми на новой странице рисует
луковицу. Кукла Чиполлино тоже участвует в этом.
|