Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 19.04.2024, 06:53

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДОШКОЛЬНИКАМ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ [18]
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ [28]
ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ДОШКОЛЬНИКОВ [55]
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ [182]
ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ [101]
ДЕТЯМ О КОСМОСЕ [42]
КРОССВОРДЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ [102]
СОСТАВЛЯЕМ РАССКАЗ ПО КАРТИНКЕ [34]
Главная » Статьи » МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА » ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Занятие «Энергия»

Цель - расширить знания детей о почве, дать понятие о круговороте веществ, познако­мить с понятиями «энергия» и «биологическое накопление», показать детям, как распреде­ляется солнечная энергия по звеньям цепи питания.

Экосистема - это сообщество живых существ вместе с их физической средой обитания, функционирующее как единое целое.

Лесное сообщество использует энергию солнца. Деревья и травянистые растения поглощают энергию солнца и используют ее для превращения двуокиси углерода и воды в питательные вещества, которые обеспечивают рост растению. Растительноядные обита­тели леса также получают часть своей энергии от этих питательных веществ. Затем энергия через сложную пищевую цепь лесного сообщества передается плотоядным животным. Пер­воначальная энергия солнца преобразуется в питательные вещества, которые передаются по пищевой сети и, в конце концов, превращаются организмами, перерабатывающими листья и другие органические вещества, в питательный слой земли. Питательные вещества земли используются, в свою очередь, растениями, и круговорот продолжается.

Если планету Земля можно сравнить с яблоком, то почву - с кожурой от этого яблока, так она тонка. Но без этой тоненькой пленки, покрывающей нашу планету, не было бы на суше ни растений, ни животных, ни самого человека.

Главная часть почвы - перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда животные умирают, их останки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения. Этими растениями пита­ются уже другие животные. Вот так вещества и «путешествуют» в природе как бы по кругу: из почвы в растения, из растений в тела животных, а с остатками растений и животных -снова в почву. Ученые называют это круговоротом веществ.

Показать детям раковины, кости, рога и обсудить с ними, как эти предметы станут частью почвы. В состав костей, раковин, рогов входит кальций, поступивший в организм животных с пищей, в которую он попал из почвы. Когда животные умирают, их кости и рога постепенно разрушаются и возвращаются в почву.

Представьте, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ тут же прервется. Исчез­нут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди. Вот почему замеча­тельный русский ученый В.В. Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди смогли бы прожить, а без почвы нет.

Почвенный покров - природное богатство, которое создается тысячелетиями. Один сантиметр почвы образуется в природе 250-300 лет, двадцать сантиметров - 5-6 тыс лет. Толщина почвенного покрова составляет в среднем от десяти сантиметров до одного метра. Почву называют геодермой - кожей Земли.

Чтобы защитить почву на полях, люди сажают лесные полосы, стараются правильно распахивать почву на склонах (поперек, не вдоль), проводят снегозадержание зимой. Почва боится ядохимикатов. Если их накапливается в почве очень много, то гибнут обитатели почвы: черви, личинки насекомых, разные зверьки. В результате плодородие почвы снижа­ется.

Понять эти сложные явления и взаимодействия детям помогают игры.

Круговорот веществ

Шесть пар детей изображают дерево. Они строятся лицом друг к другу, берутся за руки, изображая ствол дерева, через который будет проходить «пища». Четверо детей -«листья». Они встают в «верхушке дерева». «Листья» перемещаются на землю, где их пое­дают черви, слизни, жучки, улитки (6-7 детей). «Листья» должны «свернуться», «превра­щаясь» в питательные для дерева вещества. Затем «питательные вещества» проползают по «стволу дерева» к его «верхушке», изображая, что дерево «ест». На «верхушке» «питатель­ные вещества» становятся снова «листьями».

Игру можно сопроводить следующими комментариями.

Подул сильный осенний ветер и сорвал все листья с дерева. Листья кружатся, кружатся, носятся, а потом тихо и медленно падают на землю. Там они лежат до тех пор, пока их не найдут голодные жучки и червячки, которые разделят их на части, чтобы съесть. Они их жуют и пережевывают. Листья становятся такими маленькими, что можно подумать, что от них ничего не осталось. Но листья просто так не исчезают. От них остаются питательные вещества, которые полезны для дерева. Все, что останется от листьев, съест дерево. По кор­ням и по стволу питательные вещества доберутся до вершины дерева, и на дереве вырастут новые листья, которые снова сдует ветер, и их снова сжуют-пережуют червячки, и они снова станут пищей для дерева.

Пищевая пирамида

Дети строят пищевую пирамиду (рожь, мыши, сова). Если в игре участвуют 15 человек, то 10, изображающие рожь (производители), садятся на корточки, четверо «мышей» (пер­вичные потребители) стоят за их спиной, «сова» (вторичный потребитель) становится на стул сзади всех. У каждого в руках чашка. Ведро воды символизирует солнечную энергию, которую растения в процессе фотосинтеза запасают в своих тканях. «Растения» зачерпывают своими чашками воду из ведра. Мыши поедают рожь для поддержания своего существова­ния, получая энергию, запасенную растениями. Чтобы изобразить это, «растения» переливают свою «энергию» в чашки «мышей», часть воды при этом проливается мимо чашки. Это та «энергия», которую первичные потребители затратили на поддержание тепла собствен­ного тела. Эта энергия уходит обратно в атмосферу. Мыши, в свою очередь, служат пищей для совы: за счет этого они пополняют запасы энергии. «Мыши» переливают свою «энер­гию» в чашку «совы». При этом часть воды проливается. Это та энергия, которая затрачива­ется на поддержание жизни птицы.

Накопление пестицидов

Цель - показать процесс накопления веществ в большей удельной массе, пока оно пере­двигается в пищевой цепи.

Для этого игра «Пищевая пирамида» повторяется в усложненном варианте. В чашку каждого «растения» положить по небольшому камешку. Эти камешки передаются вместе с водой по пищевой цепи и окажутся в большом количестве в чашке «хищника».

Почва

Дети встают в одну шеренгу, ставят руки в стороны, касаясь друг друга пальцами. Таким образом они изображают песчаную почву. Вода в такой почве проходит быстро, расте­ние не успевает напиться.

Дети встают в одну шеренгу, касаясь друг друга плечами и скрестив руки на животе. Так они изображают глинистую почву. Вода долго не проходит, корни растения могут сгнить.

Дети встают в шеренгу, «руки в боки». Так они изображают плодородную чернозем­ную почву. Вода задержалась в почве столько, сколько нужно, чтобы растение взошло.

Категория: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ | Добавил: admin (10.10.2011)
Просмотров: 1446 | Теги: экология для дошкольников, основы экологических знаний, охрана природы, конспект занятия, экосистема, охрана приро, занятия по экологии в детском саду | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru