Цель - познакомить детей с понятием «почва»,
объяснить, из чего она состоит, способствовать формированию бережного
отношения к почве.
Насколько мал слой почвы, который дает нам пищу, можно
продемонстрировать детям с помощью обычного яблока, имитирующего модель Земли.
Для этого нужно снять кожуру с трех четвертей яблока - такую площадь на Земле
занимает Мировой океан. Затем снять кожуру с половины оставшейся четвертой
части, соответствующей суше: эта часть символизирует пустыни, заболоченные
участки, арктические и антарктические льды, горные местности - иными словами,
участки поверхности суши, не пригодные для проживания человека. Оставшуюся
восьмую часть яблока нужно разделить еще на четыре части: три из них символизируют
местности, не пригодные для земледелия из-за слишком жаркого климата,
каменистых, переувлажненных и малоплодородных почв или из-за того, что земли
заняты под застройку. Снять кожуру с этих частей. Оставшийся маленький кусочек
кожуры символизирует тот слой почвы, который кормит все человечество.
Чтобы показать, из чего состоит почва, можно сделать
почвенный коктейль. Для этого нужно заполнить банку на 2/3 водой. Почву
раздробить так, чтобы не было крупных комков, выбрать и сохранить органические
остатки. Засыпать почву в банку так, чтобы уровень воды поднялся почти до
верха. Закрыть банку крышкой и встряхнуть. Оставить банку на несколько часов. Частички
почвы осядут. Когда вода в банке станет прозрачной, попросите детей приложить к
банке лист картона и зарисовать различные слои, которые должны быть хорошо
различимы. Следует подписать, из чего состоит каждый слой (глина, гравий, мелкий
песок, крупный песок). Затем надо повторить процедуру, беря почву в разных
местах. Подчеркнуть, что плодородие почв определяется содержанием наиболее
мелких частиц при сравнении почв по содержанию органических веществ.
Для того чтобы продемонстрировать детям выветривание и
образование почвы, нужно взять два куска известняка или песчаника и потереть их
друг о друга, держа над бумагой.
Образовавшаяся известняковая пыль будет той основой,
из которой медленно формируется почва. После демонстрации опыта следует
подчеркнуть, что дождь, ветер отделяют от больших камней мельчайшие частички,
которые служат для образования почвы.
После исследования можно поиграть с детьми в игру
«Корни и листья».
Руки подняли и покачали - это деревья шумят. Руками
взмахнули - это птицы летят. Ветры задули, сильно задули, так, что весь дуб
задрожал. Лист оторвался, плавно помчался, кружил над землей И упал (присели,
встали, руками помахали и присели.) Вот червячки из земли выползают, листики
эти жуют (пошли на корточках или поползли.)
Все, что в земле они потом оставляют, мы перегноем
зовем.
Корни деревьев возьмут это в почве
И по стволу понесут (встали.)
Вот уже на ветках появились почки.
(Руки подняли вверх со сжатыми кулачками.)
Листья раскрылись (раскрыли кулачки) и птицы поют.
Руки подняли и покачали - это деревья шумят и т. д.
Способ образования почвы очень хорошо описан в сказке
H.A. Рыжовой «Как медведь пень потерял», которую можно не только прочитать, но
и инсценировать.
|