Цель - расширить представления детей о ветре и его
роли в жизни растений. Понадобятся свеча, лист бумаги, ножницы, семена
растений: березы, липы, клена, одуванчика.
Чтобы показать образование ветра, можно проделать
несложные опыты. Если открыть дверь из теплого помещения в коридор, где воздух
значительно прохладнее, и поднять зажженную свечу вверх, то можно видеть, что
пламя свечи отклоняется в сторону коридора. Это свидетельствует о том, что
теплый воздух выходит из комнаты. Если опустить свечу вниз, то пламя будет
отклоняться в сторону комнаты. Это говорит о том, что холодный воздух
проникает в комнату. То же самое происходит и на открытом пространстве. Воздух,
как все прозрачные тела, пропускает солнечные лучи и почти не нагревается.
Земля, как все непрозрачные тела, задерживает солнечные лучи и нагревается. От
Земли нагревается воздух. Нагретый воздух поднимается вверх. Но так как
Солнце нагревает Землю не везде одинаково, то на место нагретого воздуха,
который поднимается вверх, перетекает холодный. Воздух постоянно перемещается.
Дети делают вывод, что ветер - это движение воздуха вдоль поверхности Земли.
Чтобы наглядно показать действие ветра, можно
проделать следующее. Взять квадратный лист бумаги, разрезать по спирали почти
до центра. Закрепить на проволоку конец спирали. Подержать спираль над
источником тепла (включенная настольная лампа). Теплый воздух начнет,
поднимаясь, вращать спираль.
Рассказать детям о распространении семян растений с
помощью ветра. Для этого нужно попросить детей рассмотреть внимательно семена и
спросить, на что они похожи (например, семя березы - на самолетик, семя
одуванчика - на парашютик, плод клена - на крыло стрекозы, а плод липы летает,
закручиваясь, как винт вертолета). Прочитать с детьми и обсудить сказку Н.
Павловой «Крылатка-Неудачница».
Предложить детям инсценировать стихотворение Н.
Рыжовой «Летающие семена».
Я - дерево - мама, а вы мои детки,
Качала я вас в колыбели на ветке,
Но время пришло - вам пора улетать,
Чтобы большими деревьями стать.
На дереве - маме мы долго висели,
Но ветер примчался и мы полетели.
Умчаться от мамы подальше хотим,
Нас ветер подхватит, и мы улетим!
Нам крылышки наши летать помогают,
Где мы приземлимся, лишь ветер узнает.
На землю родную мы все упадем,
Земля нас накормит, земля - это дом.
Весною нас солнце лучами согреет,
А дождик напоит водой - как сумеет.
Тогда прорастем мы зеленым ростком
И маме помашем зеленым листком.
Нам дерево - мама помашет в ответ.
Как стать нам большими, ты дашь нам совет?
И дерево - мама, качаясь, шумит.
Советы давая, листвой шевелит.
Предложить детям на прогулке собрать семена для
зимующих птиц. Нарисовать ветер.
Экскурсия на предприятие микрорайона
Цель - способствовать формированию представлений о
взаимосвязях в обществе. Перед экскурсией следует распределить обязанности в
объединении:
- знатоки-биографы должны знать, как называется
предприятие, его адрес, когда оно создано;
- знатоки отделов или цехов предприятия - как
называются цеха, что находится внутри, как они оформлены, что там производится;
- знатоки профессий - люди каких профессий работают на
предприятии, какую работу выполняют те или иные специалисты;
- знатоки машин - какие машины и станки имеются на
предприятии, что они помогают людям делать;
- знатоки новых слов изучают новые слова, знание
которых поможет им лучше познакомиться с предприятием;
- знатоки загадок, пословиц, стихов о профессиях и
продукции предприятия подбирают соответствующие загадки, стихи, пословицы.
Один из специалистов предприятия проводит с детьми
экскурсию, рассказывает его краткую историю, проводит детей по цехам, знакомит
с продукцией и оборудованием. Знатоки задают вопросы, делают зарисовки.
По итогам экскурсии устраивается выставка рисунков,
знатоки рассказывают, что им больше всего запомнилось и понравилось. Педагог
при необходимости задает наводящие вопросы, подчеркивает, что любое предприятие
в своей работе использует природные материалы. Дети также могут задать друг
другу вопросы.
Затем
дети вместе с педагогом пишут маленький сценарий литературно-музыкальной
композиции, посвященной экскурсии на предприятие.
|