Цель - познакомить детей с понятием «ветер» и его
ролью в природе и жизни человека.
Понадобится емкость с водой, кораблики с парусами,
флюгер, иллюстрации, изображающие работу ветра.
Занятие можно начать с загадок о ветре. Затем
попросить детей сказать, каким бывает ветер (сильный, ласковый, свежий,
могучий, злой, слабый, приятный, прохладный, обжигающий, колючий, освежающий,
легкий, теплый).
После этого можно прочитать рассказ, где ярко показана
работа ветра, например, отрывок из книги А. Волкова «Волшебник изумрудного
города» (рассказ об урагане). Послушать ораторию И. Гайдна «Буря», «Шелест
листьев» Р. Вагнера. Затем попросить детей рассказать, что умеет делать ветер
(дуть, шуметь, гудеть, выть, качать деревья, шелестеть листьями, налететь,
освежить, закрутить, сорвать и унести шляпу, бросить пыль в глаза. Может даже
сломать дерево или унести дом).
Человек научился использовать силу ветра, и ветер
часто делает полезные для человека дела. Он надувает паруса, вертит крылья
мельницы. Как же образуется ветер? Чтобы ответить на этот вопрос, можно
показать следующий опыт.
Около листа бумаги, разрезанного на полоски, при
помощи тетради создать движение воздуха. Полоски движутся. Продемонстрировать
работу вентилятора, привести в движение легкую вертушку. Сделать вывод: ветер
образуется в результате движения воздуха. Затем можно предложить детям создать
самим ветер и посмотреть на его работу, играя с корабликами. Для этого дети
должны в емкость с водой поместить бумажные кораблики и подуть на них с разной
силой, создавая то слабый, то сильный ветер. Во время игры можно почитать детям
известные стихи A.C. Пушкина о разных ветрах.
Для этого занятия хорошо подобрать мелодии,
изображающие разные ветра. Почитать и обсудить стихи Н. Матвеева «Дуб и ветер»,
А. Беловой «Одуванчик», С. Маршака «Мяч».
Поиграть в игру «Круговорот воздуха».
Круговорот воздуха
Для игры потребуются таблички, на одной стороне
которых написано СО2 (углекислый газ), а на другой О2 (кислород).
Участники игры делятся на три группы: «растения»,
«животные» и «воздух». Растения и животные становятся друг против друга, а
воздух бегает между ними, держа в руках лист с надписями. Сначала воздух бегает
вокруг растений как углекислый газ, затем, повернув лист другой стороной,
подбегает к животным как кислород. Побегав вокруг животных в качестве
кислорода, воздух, повернув лист, возвращается к растениям в качестве
углекислого газа.
|