Цель - познакомить детей с понятием «круговорот воды»,
показать, какую роль растения играют в круговороте воды.
Работу по теме можно начать примерно с такой беседы.
Если посмотреть на нашу планету из космоса, то вернее
ее можно было бы назвать не Землей, а Водой. Суша занимает на ее поверхности
значительно меньшую часть, чем океаны и моря: 2/3 части поверхности планеты -
это моря, океаны, озера, реки; 1/3 часть - горы и равнины. 3 % всей воды - пресная.
Воды на Земле много и в то же время ее мало. Основные ее запасы находятся в
морях и океанах. Морская вода не пригодна для питья, для сельского хозяйства, а
также для многих технических производств, потому что в ней много солей.
Опыт 1. Нагреть воду на спиртовке до кипения. Когда
появится пар, подержать над ним холодное стекло. Пар, соприкоснувшись с
холодным стеклом, превратится в капельку воды. Получится круговорот воды.
Круговорот воды существует и в природе. Солнце
согревает воду в океане, в реке, в любой луже. Вода испаряется, превращаясь в
пар, и поднимается кверху, туда, куда увлекают ее теплые потоки воздуха. Теплый
воздух легче холодного и он всегда стремится умчаться вверх. Вода испаряется
также с листьев растений. Легкий водяной пар поднимается все выше от нагретой
солнцем земли туда, где холодно, как зимой, даже в знойный летний день. Когда
теплый пар прикасается к холодному воздуху, то он превращается в крохотные
капельки воды.
Капельки все время перемещаются: теплый воздух
подбрасывает их вверх, а холодный тащит вниз. Они плывут, сливаются вместе,
становятся крупнее. Наконец они образуют облако. В верхней части облака, где
очень холодно, капельки замерзают, превращаются в льдинки, становятся тяжелыми
и падают вниз, а падая, тают, потому что внизу теплее. Снова становятся
капельками воды. На землю идет дождь. Иногда на землю вместе с дождем падают
ледяные шарики. Это град. Некоторые кусочки льда не успевают растаять и ложатся
на землю ледяными шариками.
Бывает, что с ясного неба, при свете яркого солнца
идет дождь. Туч на небе нет, а только висит в воздухе легкая белая дымка. Это
водяной пар. Он низко над землей попал в холодный поток воздуха, превратился в
капельки воды, они начали падать на землю. «Слепой дождик» проходит быстро.
Опыт 2. В банку с водой добавить несколько капель
чернил, которые будут символизировать вещества, загрязняющие воду. Поместить в
воду растение (сельдерей). Оно будет представлять растения, поглощающие из воды
загрязняющие вещества, тем самым очищая ее. На следующий день, вынув сельдерей,
разрезать его стебель. Ткани растения будут окрашены. Обсудить с детьми, какую
роль играют растения в круговороте воды, как очищают болота.
Имитационная игра «Дерево»
Несколько пар детей изображают дерево (ствол, ветви,
листья). Вода (несколько детей), проходя через ствол, ветви испаряется и снова
попадает на землю, затем снова всасывается корнями.
Имитационная игра «Море»
Несколько детей берутся за руки, образуя море. С двух
сторон от образовавшегося круга прочерчиваются параллельно две линии. Одна из
них символизирует берег моря, другая горизонт. Высоко над горизонтом стоит один
участник игры, изображающий солнце. Солнце разводит руки в стороны, прижимает
их к груди и снова разводит в стороны, посылая тепло на землю. Остальные дети
изображают воду. Она поступает в море из впадающих рек (из-за черты), попадает
в круг - море, испаряется из него, заходя за вторую черту. Капельки воды, танцуют,
разбегаясь в стороны и, соединяясь, образуют тучу и падают дождем в море. Те,
кто попал в море, образуют круг, прежний круг превращается в реки.
Туча.
В небо посмотри, посмотри - синь кругом.
Только я и
солнце в небе голубом.
Если я улыбнусь, захохочу,
Вас дождем веселым, летним
окачу.
Припев.
Тучка, тучка, ты откуда
Нам приносишь это чудо?
Ты на землю дождик льешь
И о чем сейчас поешь?
Туча.
Солнце греет воду, старается,
Оттого вода испаряется.
Начинает вода с моря тут подниматься,
В тучи и туманы собираться.
Ветер этот пар в облака собирает,
А потом он пар в вышине охлаждает.
Капельки водички появляются в туче.
Дождь идет на землю сильный и могучий.
Припев.
Тучка, тучка вот откуда
Ты приносишь это чудо.
Капли,
капельки воды
Берешь с моря, с речки ты.
Солнце, солнце, вот твой луч
К нам
пробился из-за туч.
Воду в пар он превратил,
Тучу паром накормил.
Ветер пар тот
остудил.
Его в воду превратил.
Солнце воду моря грело,
Превращало в пар умело.
В туче пар остывал,
Дождь на землю поливал.
Необходимо провести несколько кратковременных прогулок
и экскурсий, чтобы дети могли понаблюдать за состоянием природы перед дождем,
во время дождя, после дождя, а также перед снегопадом, во время снегопада и
после него.
Во время этих прогулок следует обратить внимание
детей, что небо покрыто облаками, закрывающими солнце. Определить, какой дует
ветер (западный, юго-западный или северозападный, северный и т. д.).
Часть времени на этих прогулках и экскурсиях можно
посвятить изучению деревьев зимой.
|