Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 25.04.2024, 15:54

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДОШКОЛЬНИКАМ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ [18]
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ [28]
ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ДОШКОЛЬНИКОВ [55]
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ [182]
ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ [101]
ДЕТЯМ О КОСМОСЕ [42]
КРОССВОРДЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ [102]
СОСТАВЛЯЕМ РАССКАЗ ПО КАРТИНКЕ [34]
Главная » Статьи » МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА » ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ЗАНЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ "Царица-водица"

Часть 1

Цели: уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах; роли в жизни человека живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки и т.д.); познакомить детей с круговоротом воды в природе, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения; развивать речь, логическое мышление, любознательность, умение любоваться красотой водоемов; воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу; развивать экологическую культуру.

Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде, снеге О.Троепольской, «Град» Е.Серова, «Дождь» А.Барто, «Лед» Г.Ладонщикова, «Мороз» Н.некрасова, «Облака» Я.Акима, «Пар» Н.Михайловой, энциклопедии «Чудо повсюду» Т.Нуждиной; игры «Ручеек», «Мы - капельки».

Материал: глобус, схема с изображением круговорота воды в природе; карточки, иллюстрации, изображающие использование воды человеком; оборудование для проведения опытов.

Словарная работа: круговорот, быт.

Ход занятия

Беседа «Путешествие по глобусу»

В гости к детям приходит Незнайка с глобусом, который ему подарил Знайка. А вот что это такое и для чего, Незнайке неизвестно. Он просит детей, чтобы они ему помогли разобраться. Дети рассказывают Незнайке, что такое глобус и зачем он нужен. Воспитатель закрепляет полученную информацию, говорит, что глобус – это модель Земного шара, что так из космоса выглядит наша Земля.

- Что подумал Незнайка, когда впервые увидел этот незнакомый предмет?

- А что подумал бы великан, глядя на глобус?

А что подумал бы слон?

- Что думают дети об этом предмете? Где можно использовать глобус?

Воспитатель приглашает всех в путешествие по глобусу.

Что на глобусе обозначено голубым цветом?

- Какие цвета вы еще видите?

- Что обозначено этими цветами?

Воспитатель быстро крутит глобусом.

- Какого цвета на глобусе больше?

- Что вы думаете, что это значит?

Воспитатель рассказывает, что в древности люди назвали свою планету Землей, и когда научились строить большие корабли и стали на них плавать по морям и океанам, то узнали, что земли (суши) намного меньше, чем воды. Чтобы это дети представили, воспитатель предлагает каждому ребенку взять «модель земного шара» и вырезать ножницами части суши. Дети выполняют задание, потом сравнивают сушу и воду по величине, чего больше.

- Человек может ли жить без воды?

- Кому еще нужна вода?

- Можно ли пить воду из моря, океана?

- Какую воду можно пить?

- Откуда берется пресная вода?

- Где больше воды (посмотреть на глобус) – в океанах или в реках и озерах?

Детьми делается вывод, что воду нужно беречь, потому что пресной воды на Земле мало. Воспитатель раздает карточки разного цвета и предлагает на глобусе найти свой цвет, а также придумать рассказ о том, что означает данный цвет на глобусе.

Дети рассказывают о своих цветах и о том, что они обозначают на глобусе. Незнайка теперь знает, что такое глобус и почему наша земля такая разноцветная, но никак не поймет, почему белый цвет только вверху и внизу глобуса. Дети высказывают предположения.

Воспитатель приглашает всех в «лабораторию опытов и экспериментов», чтобы найти там ответы на свои вопросы.

Игра «Земля, вода, огонь, воздух»

Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово «воздух» - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из воды.

Работа в лаборатории

В лаборатории воспитатель показывает опыт – вращение Земли вокруг Солнца (в качестве Солнца – настольная лампа, в качестве Земли - глобус).

Предстоит определить разницу в освещенности и нагретости глобуса под воздействием Солнца (лампы) и подумать, где и почему на земле всегда жарко, а где всегда холодно. Делается вывод, почему на северном полюсах ледники.

Самостоятельная работа детей

Незнайка не запомнил, что каким цветом обозначается на глобусе и просит детей помочь ему.

Дети берут карточки, на которых с одной стороны нарисованы горы, реки, леса и т.д. Другую сторону детям предлагается раскрасить тем цветом, каким на глобусе обозначаются эти географические понятия.

Итог занятия

Незнайка благодарит детей. Он говорит им, что теперь он знает, что такое глобус, он ему пригодится в школе. Незнайка знает, что такое суша, ледник, океан и моря, почему наша планета Земля такая красивая. Что пресной воды на Земле очень мало и ее нужно беречь.

Дополнительный материал к занятию

Опыты «Свойства воды»

Дети, вы с водой знакомы. Не раз вы шлепали под дождем, разбрызгивая лужи. А когда вы моете руки? Попробуем чуть-чуть отвернуть водопроводный кран. Из него робко выглянет и – кап! – оборвется, шлепнется в раковину! За ней вторая – точно такая же! Ведь не случайно, когда хотят сказать, что две вещи очень похожи, говорят: «как две капли воды». А если кран открыть посильней? Тогда вода льется с шумом, ударяется о дно и стенки раковины, брызжет и струится.

Давайте подставим руки. Видите, как вода собирается прозрачными капельками. А если мы к ним прикоснемся сухим полотенцем, капли исчезают или прячутся. Наверное, прячутся в махровое полотенце, которое было сухим, а теперь стало влажным. Что такое вода?

Давайте проделаем опыт: возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем воду в широкую баночку. Форма, которую приняла вода, изменилась?

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются, их не видно, но земля влажная.

А какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим на нее стакан с водой. Нам видно картинку? А теперь поставим на картинку стакан с молоком. Что мы обнаружили?

Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит, вода – прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден.

Возьмем плоское стеклышко и накроем картинку. Что можно сказать о стекле? Стекло, как и вода, прозрачное, и через него все видно. В солнечный день после дождя мы можем увидеть в небе радугу.

Проделаем опыт: ставим зеркало в воду под небольшим углом. Поймаем зеркалом солнечный луч и направляем его на стенку. Поворачиваем зеркало до тех пор, пока не увидим на стакане спектр. Что такое радуга? Покажите радугу руками. Какие цвета есть у радуги?

Часть 2

Цели: обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.

Рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

Материал: глобус, картинки с изображением реки, озера, моря, пустыни; схема круговорота воды в природе, предметные картинки с сюжетами использования воды.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на картинки, где изображены моря, реки, озера. Просит объяснить, что изображено. Дети объясняют. Воспитатель спрашивает: «Чем они отличаются и что у них общего?» Дает возможность высказаться всем детям. Читает стихотворение Н.Рыжовой «вы слыхали о воде?».

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожит.

Беседа о том, кому нужна вода

Дети работают с картинками.

- Что вы знаете о воде? Какая она?

- Зачем вода растениям? Как они ее получают?

- Нужна вода животным?

- Нужна ли вода человеку? Что он с ней делает?

Дети рассматривают свои картинки и рассказывают, как человек использует воду. Воспитатель предлагает детям рассмотреть глобус и обращает внимание детей: каким цветом изображена вода, каким – суша, и чего больше.

Воспитатель просит детей подумать: откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся водой, а она все течет, не кончается. Подчеркивается, что в кране – вода из реки. Те капельки, которыми мы моем руки, плавали в реке, потом человек направил их в трубы. К воде надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.

Как рождается речка? Моделирование

- А как же рождается речка? Хотите узнать? (Приглашает детей подойти, кладет перед ними широкую и длинную полоску голубой ткани.) на земле много разных рек – они большие и маленькие, и все куда-то бегут. Большая речка образуется из множества маленьких речек и ручьев. Хотите сделать свою большую речку? Вот эта полоска ткани – главная река, широкая, длинная. А какие ручейки? (Узкие, короткие). Расположите ручейки так, чтобы справа было 6 ручейков. А теперь подумайте, сколько ручейков слева? Что нужно сделать, чтобы это узнать? (Посчитать, сколько всего ручейков -10. Сколько осталось невыложенных? - 4) Давайте посчитаем, правильно ли мы разложили ручейки. Найдите цифры на столе и выложите на доске действие (сложение, знак плюс).

Беседа «Круговорот воды в природе»

- А как попадает вода в реку?

Воспитатель показывает схему круговорота воды в природе и рассказывает, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу, объясняет, как это происходит.

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нам нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь.) Воспитатель произносит волшебные слова, и игра начинается.

Вопрос говорит, что она – мама Тучка, а ребята – ее детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.

Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

Итог занятия

По окончании игры звучит музыка ручейка в лесу, и воспитатель подводит итог занятия.

Часть 3

Цели: закреплять и расширят знания детей об окружающем мире, его экологической системе; устанавливать связь всего живого в ней; воспитывать бережное, экономное отношение к воде; развивать речь детей, расширять словарный запас, формировать умение правильно строительства предложения, развернуто и точно отвечать на поставленный вопрос.

Ход занятия

Беседа «Значение воды в жизни всего живого. Использование его человеком»

- Что вы знаете о воде? Какая она? Кому она нужна?

- Зачем вода растениям? Как ее получают?

- Нужна ли вода животным?

- Нужна ли вода человеку? Что он с ней делает?

- Что будет, если вода исчезнет?

- Что можешь сделать ты, чтобы сохранить воду?

- Как человек бережет воду? Можно ли бороться с засухой?

Загадки

Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Река)

Кругом вода,

А с питьем беда. (Море)

Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Ручеек)

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои примеряя косынки.

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц, и звезды –

В нем отражается …

Как это зеркало называется? (Озеро или пруд)

Часть 4

Цели: учить детей беречь воду. Доходчиво объяснить детям, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств.

Ход занятия

Прежде всего нужно выяснить, что дети знают о воде. Спросить их, нужна ли вода вообще. Зачем? Какая польза от воды людям? Ребята без труда перечисляют, где в быту используют воду. Воспитатель обобщает, что без воды не сделать очень многих простых, обычных дел, вода ничем не заменима.

Основная причина загрязнения водных бассейнов – сброс плохо очищенных сточных вод промышленными предприятиями, коммунальными и сельскими хозяйствами. Справедливо считают основной причиной нехватки (дефицита) пресной воды ее загрязнение. Только тогда можно говорить, что человек любит природу, когда он что-то делает для ее сохранения или хотя бы не причиняет ей вреда. Каждый должен помнить, что вода может менять свое качество. Человек своей хозяйственной деятельностью способен сильно ухудшить состояние важнейшей составляющей природы. Поначалу человек и не предполагал, что, спуская в реки, пруды, озера промышленные, сельскохозяйственные и бытовые стоки, из кристально чистой воды он делает раствор вредных веществ. Загрязнению подверглись не только поверхностные, но и подземные воды. Теперь во многих местах родниковая вода, целительные струи которой веками поили наших предков, перестала быть чистой.

Говоря о воде, нельзя, конечно, обойти и ее основной объем – Мировой океан. Сегодня его «безграничность» бессильна перед результатами деятельности человека. С каким изумлением потомки обнаружат, что человек добывал, скажем, огромное количество нефти только для того, чтобы слить в океан. Картина получается впечатляющая, особенно если учесть, что нефть в океане – это только гибель птиц, загрязнение пляжей, но и яд, сила которого пока не известна.

Какие же меры существуют для охраны воды? Это использование очистительных сооружений, безотходная технология, экономное использование воды.

Игра «Ходят капельки по кругу» (см. часть 2)

Часть 5

Цели: уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах; роли в жизни человека живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки и т.д.); познакомить детей с круговоротом воды в природе, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения; развивать речь, логическое мышление, любознательность, умение любоваться красотой водоемов; воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу; развивать экологическую культуру.

Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение стихов о воде, снеге: «Лед» Г.Ладонщикова, «Облака» Я.Акима, «Пар» Н.Михайловой, энциклопедии «Чудо повсюду».

Материал: глобус, карточки, иллюстрации, изображающие использование воды человеком.

Словарная работа: завод, водоочиститель, нефть, нефтепродукты.

Ход занятия

Беседа «Что было бы, если бы не было воды?»

Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем намного больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой. Голубой краской изображена на глобусе вода – все моря и океаны. Где еще можно встретить большое количество воды? (Река, озеро, пруд…)

- Что вы можете сказать про воду, какая она бывает? (Прозрачная, мокрая, льется, замерзает, испаряется.)

Вода – большая труженица и помощница человека.

- Для чего нужна вода и кому? (Человеку, животным, растениям.)

Вода всех моет. Умываются люди, умываются машины, принимают душ города и улицы. А еще вода – самая широкая и удобная дорога.

- Что за транспорт передвигается по воде? (Лодка, катер, теплоход, плот…)

- Как одним словом можно назвать этот транспорт? (Водный)

Без воды не замесить тесто для хлеба, не сделать ни бумагу для книг, ни ткань для одежды, ни резину, ни лекарство, ни конфеты – ничего без воды не сделать.

- Откуда мы с вами берем воду? (Из крана, из колодца)

- А как она к нам в дом попала? (По трубам)

- Вы видели, какая вода в озере, в реке? (мутная, грязная, темная)

- А из крана какая течет? (Прозрачная, чистая)

- Что за превращения происходят с водой? (Ее очищают)

Глядя на глобус, мы видим, что воды много на Земле, но оказывается, что вода бывает разная – пресная и соленая. В морях и океанах вода соленая, и пить ее нельзя.

Опыт с фильтрованием воды

Рассказ о загрязнении воды и показ опыта. Осмотр выставки.

Продолжение беседы

- Кто еще может водоемы загрязнять? (Человек, водный транспорт, заводы и предприятия.)

- Что может загрязнят воду? (Отходы производства, мусор, нефть, бензин…)

- Что произойдет, если вдруг не станет воды? (Все живое умрет)

- Какие меры нужно принимать, чтобы вода не ушла от нас и была чистой? (не бросать мусор. Зря воду не лить, устанавливает водоочистители и т.д.)

Разноцветная речка

Текла по равнине речка – чистая-пречистая речка, прозрачная. Построили на берегу завод игрушек. Стал он брать воду чистую, а спускать в реку – грязную, красного цвета. Ниже по течению был еще завод – резиновые сапоги делал. Брал чистую воду, а спускал грязную, черного цвета. Была речка прозрачной, а стала цветной. Было воды в реке много, а стало мало – заводы много пьют. Люди сердятся: ни постирать, ни умыться, ни попить, ни рыбы половить. Рыба в речке заболела, птицы и звери не приходят к речке. И однажды на берег реки пришел самый главный Санитар и очень рассердился. Игрушки и сапоги – это хорошо, но про людей и природу нельзя забывать. И приказал: срочно построить на заводах «водоочистки». Пусть испачканная вода на заводе «чиститься» и снова за дело принимается. И так без конца. Послушались на заводах доброго совета, и стала речка снова чистой и прозрачной.

Вода – наша друг и помощник, но она может таить в себе много опасностей. Каких? Вспомнить правила поведения на воде:

Нельзя нырять с мостов;

Нельзя прыгать с берега;

Нельзя далеко заплывать;

Нельзя играть на воде без взрослых;

Нельзя подплывать к лодкам;

Маленьким детям нельзя одним ходить на водоемы.

Итог занятия

Категория: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ | Добавил: admin (15.06.2012)
Просмотров: 6091 | Теги: экология для дошкольников, основы экологических знаний, охрана природы, конспект занятия, экосистема, охрана приро, занятия по экологии в детском саду | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru