Цели: формировать у детей умение видеть красоту неба; учить делать
открытия, рассуждая; развивать творческое воображение; вызвать желание
фантазировать; задание на эмпатию (превратились в облака); через игру
«человечики» рассказать о круговороте воды в природе; с помощью
изобразительных средств развивать фантазию; дать полное представление о
том, как ветер формирует облака.
Ход занятия
Вводная беседа
Послушайте, ребята, загадку и отгадайте, о чем я с вами хочу сегодня поговорить.
Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда-всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он нежно-голубой.
Беседа об облаках
- Правильно. Мы поговорим сначала о небе. Что можно на нем увидеть? (Ответы детей.)
- А теперь давайте выйдем на улицу и посмотрим, что на небе сегодня. (Дети и воспитатель выходят на улицу, смотрят на небо.)
- Что же мы видим на небе? (Ответы детей.)
- Да, облака. А какие они, на что похожи? (Ответы детей.)
- Да, облака. А какие они, на что похожи? (Ответы детей.)
- Понаблюдайте: на месте стоят облака или движутся? (Ответы детей.)
Ах, какое облако,
Облако глубокое,
Белое, далекое,
Прямо надо мной.
Ах, какое облако,
Облако высокое,
Облако далекое,
Не достать рукой.
Проплывет и скроется
В поле за околицей
В озере умоется
Свежею водой.
(В.Степанов)
- А как вы понимаете: как это облака могут умываться в озере? (Ответы детей.)
Облака не только плывут по небу, но и меняют форму. Вот облако: оно
сейчас похоже на кошку (или другой пример). А чуть погодя оно вдруг
превратиться в цветок…
- Представьте, что вы облака. Вы легкие, легки ваши руки, ваши ноги,
вы невесомые. Облака поплыли по небу. Подул ветерок, и – облака
превратились в… (дети изображают движение плывущих облаков и замирают в
позах). А теперь я попробую угадать, кто кого изображает. - Ребята, а как получаются облака? (Рассуждения детей.)
- Облака и тучи – это одно и то же или нет? (Рассуждения детей.)
- Если облака – пар, то откуда он берется? (Рассуждения детей.)
Солнце превращает воду реки озер в легкий пар. Он поднимается вверх и
свободно гуляет по воздуху. Давайте мы возьмемся за руки, образуем круг
– озеро. Мы – капельки воды. Сначала наши капельки дружат, крепко
держатся друг за друга, живут вместе. (Дети изображают.) Пригрело
солнышко. Капельки – человечки разогрелись, стали веселиться, играть.
Они такие легкие, что стали подниматься над землей все выше и выше. Что
же было дальше? (Дети рассказывают.) Собрались капельки – пар вместе –
получилось легкое облако. Одно, второе, третье… (Дети образуют несколько
кружков.) Летали облачка по воздуху. Им очень нравилось путешествовать.
Что они видели? (Дети рассказывают.) Налетел холодный ветер. Стало
холодно. Пар снова стал превращаться в маленькие капельки. И облако
наполнилось водой. Оно изменило цвет. Каким оно стало? Как теперь мы
назовем это облачко? (Тучка.)
Тучка, словно пушистая вата,
Плывет и спешит все время куда-то.
И чем опускается тучка та ниже,
Тем дождик становится ближе и ближе.
- Что же происходит с капельками в тучке? (Ответы детей.)
- Да, капельки становятся тяжелыми и падают на землю. Тогда на земле все люди говорят, что начался… (Дети хором: «Дождик».)
Посмотрите, посмотрите,
Потянулись с неба нити.
Эта тоненькая нить
Землю с небом хочет сшить.
Дождик, дождик, поспеши,
Нашу землю освежи!
А затем наше облако встретилось с настоящим морозом, капель-человечки
замерзли, съежились. Покажите, как им холодно. (Дети изображают.) наши
капельки так замерзли, что тесно прижались друг к другу, будто хотят
согреться. И тут на землю уже не дождик льется, а что? (Снег.)
С неба падали снежинки
На замершие поля.
Ель закутали косынкой,
Белой шубой тополя. И укрыли двор и сад.
Всякий снегу очень рад.
Рисование
По окончании прогулки дети в группе рисуют облака в виде
разнообразных фигур (прием кляксографии). Эти рисунки прикрепляются на
наборное полотно. Каждый ребенок объясняет, что за фигурка его облако. |