Цели: учить детей доброте, бережному отношению к природе; воспитывать
бережное отношение к птицам; знакомить с особенностями их жизни, помочь
испытать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти
птиц от гибели; дать детям элементарные сведения о том, чем кормят птиц
зимой.
Словарная работа: перелетные, зимующие, время года, юг.
Материал: чучела птиц; картинки с изображением птиц; картины русских художников.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке за птицами; рассматривание картинок с изображением перелетных и зимующих птиц.
Ход занятия
Беседа о зимующих и перелетных птицах
— Сегодня на занятии мы будем говорить о птицах. Ребята, послушайте
стихотворение и определите, о каком времени года в нем говорится.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года как зовется?
(Л. Ходякова. «Осень»)
— Что говорится в этом стихотворении о птицах? Как вы думаете, почему
птицы улетели? Но ведь не все птицы улетели? Найдите на картинках птиц,
которые будут у нас зимовать. (Дети рассматривают картинки называют
зимующих птиц и показывают их.) Воспитатель читает стихотворение:
О чем поют воробушки
В последний день зимы?
Мы выжили!
Мы выжили!
Мы живы! Живы мы!
— Об этом поют не только воробьи, но и другие зимующие птицы, а
именно те, которых вы показали на картинках. А почему зима — очень
трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная? Ребята,
как вы думаете, чем питаются птички зимой? А чем питается дятел? Что
такое «кузница дятла»? Почему его прозвали лесным доктором? Дети, а
почему синички зимой прилетают ближе к дому человека? И мы, ребята,
будем кормить с вами эту очень красивую птичку.
Воспитатель показывает детям картину с изображением синички.
— Посмотрите, какие красивые у нее перья; на груди — желтые, на
голове — черные, на щеках — белые, крылья и хвост покрыты перьями
синеватого цвета, поэтому эту птичку называют синичкой. Ребята, а как вы
думаете, что ест синичка весной и летом? Видите, дети, какие полезные
синички. Весной и летом они поедают много разных букашек, которых
достают из-под коры деревьев своим клювом. Этим синички помогают
деревьям, Спасают их от вредителей. А чем мы можем подкормить синицу
зимой? Что она любит больше всего - Ребята, мы назвали птиц, которые остаются с нами на зиму. А тетерь
покажите на картинках и назовите птиц, улетевших в теплые края. Чего же
не хватает этим птицам? Почему они улетели? Да, ребята. птицы, которые
улетают от нас на зиму, едят разных насекомых, жуков, мух, мошек,,.
Когда становится холодно и насекомые прячутся в щели, залезают глубоко
под кору, птицы не могут их Достать, поэтому они улетают от нас в теплые
края, где тепло и много корма. А у нас остаются зимовать те птицы,
которые могут есть хлебные крошки, зернышки, семена.
Пальчиковая игра «Полет птиц»
Руки скрещены в запястьях, пальцы - крылья - расслаблены, лежат на
предплечьях - птица отдыхает. Вот она пошевелила одним крылом, другим.
Взлетает. Взмахи рук - крыльев - легкие, плавные, идут волной от
основания ладоней до кончиков пальцев.
Но ведь все птицы летают по-разному: колибри.- пальцы-крылья движутся
быстро-быстро, почти трепещут; синица - взмахи крыльев тоже довольно
быстрые, птица все время меняет направление полета; чайка — плавные,
широкие взмахи крыльев, временами птица парит в воздушном потоке на
распахнутых крыльях; орел - резкий, быстрый, «хищный» взмах крыльев
вверх, а затем медленное, спокойное движение вниз.
Чтение стихотворений и рассказов по теме занятия
Воспитатель предлагает прочитать стихотворение С. Михалкова «Птичья
столовая» и рассказ Г.Скребицкого и В.Чаплиной «Появились синички».
Итог занятия
Прогулка в форме экскурсии в парковую зону детского сада. |