Цели: воспитание экологической культуры, бережного отношения к
окружающей природе, желания заботиться о ней, воспитание чувства
ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы,
расширение кругозора детей, их знаний о комнатных растениях и по уходу
за ними, обогащение словарного запаса, ознакомление с правилами поливки
комнатных растений.
Оборудование: горшки с комнатными растениями, кукла домовенок Кузя,
иллюстрации комнатных растений, книга-путеводитель «Комнатные растения»,
демонстрационная таблица «Уход за комнатными растениями», лейка,
емкость с приготовленной для полива водой.
Ход занятия
Вводная беседа
Беседа проводится в понедельник утром. В групповой комнате появляется домовенок Кузя и читает стихи. Правила ухода за комнатными растениями
- Ой беда, беда, огорчение!!! Хозяйство неухожено и забыто, а плачут-то как, причитают!
Воспитатель: Подожди, подожди, кто ты такой и кто плачет?
Ничего не пойму. Ребята, а вы что-нибудь понимаете? (Дети расспрашивают
гостя и знакомятся с ним).
Кузя: Я Кузя, потомственный домовой. А плачут у вас…Вы что ничего не слышите? Совсем-совсем? (Дети и воспитатель прислушиваются).
Кузя: Ну как же, вот цветочек стонет, и вот…Вы прислушайтесь… Ведь они не молчат, разговаривают.
Воспитатель: А что же они говорят, Кузенька?
Кузя (подходят к цветку и прислушивается): Он говорит, тчо ему
очень пить хочется. Хорошо, что вовремя успел, а то бы они совсем бы
засохли.
Воспитатель: Ну прямо и засохли бы. Вот деревья стоят на улице и не засыхают. Правда, ребята? А почему?
(В ходе беседы дети приходят в выводу, что деревья и другие растения
на улице поливает дождик или поливочная машина, дворники и жители
домов.)
Воспитатель: Да, ребята, вода для растений очень важна. А как
же быть с комнатными растениями? (Вариантов ответов детей. Дети приходят
к выводу о необходимости полива комнатных растений.) Воспитатель: Кузя, а ты не расскажешь ребятам, как правильно поливать комнатные растения?
Кузя: Я, ребята, про запас
Для цветов воды припас:
Стала теплою вода –
Для цветов не холодна.
Эй, Андрейка,
Дай мне лейку!
Я водички наберу,
Огонек полью в жару!
Ну, попробуй ты, Андрейка,
Но воды немного лей-ка!
Лишняя вода вредна,
Как и засуха – беда!
(Несколько детей сами поливают растения.)
Рассказ о некоторых растениях
Кузя (довольным голосом): Слышите, ребята, растения благодарят нас за
то, что мы напоили их. Они хотят с вами поближе познакомиться,
рассказать о себе. (Воспитатель и Кузя показывают детям растения,
называют их рассказывают, откуда пришли к нам растения и об особенностях
ухода за ними.)
Алоэ. Родина – Южная Африка. В комнатном цветоводстве
наибольшую популярность имеет алоэ древовидное (народное название –
дурак). Ценятся его мясистые листья с шипами по краям, сок которых имеет
целебные свойства. Хорошо растет на солнечном окне. Любит умеренный
полив.
Бальзамин комнатный. Народное название – «огонек». Родина –
тропики и субтропики Азии и Африки. Неприхотливое травянистое растение с
мясистыми сочными стеблями. Отличается обильным продолжительным
цветением. Хорошо растет на солнечных и на полутенистых окнах. Поливают
обильно.
Бегония. Родина – тропики и субтропики Азии, Африки и Америки.
Бывает несколько видов. Один из видов в народе называют «капусткой». В
основном предпочитают свет (без прямых лучей) и тепло. Поливать
регулярно мягкой водой.
Гиппераструм. Народное название – «лилия». Родина – тропики и
субтропики Америки. Красивоцветущее луковичное растение с длинными
темно-зеленными листьями. Несколько цветков на цветоносах напоминают
граммофоны. В период цветения поливают регулярно умеренно, а после
цветения цветонос срезают и увеличивают полив. В период покоя луковицы
должны находиться в сухом прохладном помещении. Калонхое. Родина – остров Мадагаскар. Представляет собой
невысокое растение с интересными листьями, на которых растут черенки.
Хорошо растет в светлом помещении с притенением от прямых лучей.
Переносит сухость воздуха. Поливают умеренно, зимой очень редко.
Хлорофитум. Родина – Южная Африка. Народное название –
«борода». Многолетнее травянистое растение, образует свясающие
побеги-усы. Растет как на ярко освещенных, так и на слегка притененных
окнах. К влажности воздуха и температуре нетребователен.
Финиковая пальма. Родина – тропики , субтропики Африки,
Аравия, Индия. Не любят низких температур, нуждается в свете, обильном
поливе. Размножается семенами.
Загадки
Кузя: А теперь можно и поиграть. Вы любите загадки? Я сейчас
загадаю вам загадки, но не простые, а о комнатных растениях.
Постарайтесь отгадать их. Игра «Угадай растение»
Кузя: Давайте проиграем в другую игру: сейчас каждый из вас
загадывает комнатное растение, расскажет нам о нем, не называя о его. А
мы по рассказу отгадаем растение и назовем его.
(Последним загадывает Кузя растение бальзамин, которое дети знают еще под названием «огонек»).
Кузя: Мне очень нравиться это растение. Оно стояло на окошке в домике
моей бабушки, в спальне, где мама рассказывала мне сказки. Поэтому я
его очень люблю.
Заучивание стихотворения
Воспитатель: Ребята, у Елены Благининой есть стихотворение о бальзамине – «Огонек». Давайте для Кузи выучим его. |