Цели: уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в
природе (увеличение продолжительности дня, повышение температуры
воздуха, рост и цветение растений, изменения в жизни животных, появление
насекомых, прилет зимующих птиц); учить устанавливать связь между
изменениями в живой и неживой природе; познакомить с образом весны в
произведениях искусства, воспитывать чувство любви к природе,
Предварительная работа: наблюдение признаков наступления весны в
природе; чтение рассказов: «Три весны», «Лесной хор» В. Бианки, «Приметы
весны» А. Леонова (см,: А. Леонов. «Медовые кладовые»); стихов; «Весна»
Ф. Тютчева, «Уж тает снег, бегут ручьи...» А. Плещеева; заучивание
закличек, потещек, загадок; наблюдение за приметами.
Материал: иллюстрации, музыкальная запись романса П.И. Чайковского
«Весна» на стихи А.Н. Плещеева, фрагмента «Апрель» П.И. Чайковского;
бумага, краски, кисти.
Ход занятия
Загадки
Ежегодно приходят
К нам в гости:
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
А четвертый плачет. (Времена года)
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зима)
Несу я урожаи,
Шля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю;
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я ...(осень).
Я соткано из зноя,
Несу теплее собою, Я реки согреваю,
«Купайтесь!» приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я …(лето).
Я раскрываю почки
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня… (весна).
- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?
- О каких приметах весны в нем говорится?
- Как автор называет весну? Почему?
Слушание романса П. И. Чайковского «Весна» на стихи А. Н. Плещеева.
Чтение русских народных песенок и закличек на весеннюю тематику
Весна пришла,
На жердочке,
На бороздочке,
На кнутике,
На хомутике,
На сохе, бороне,
На кобыле вороне.
- Весна красна,
На чем пришла?
- На кобыле вороной,
С сохой, бороной!
Жаворонки, жаворонки,
Дайте, нам лето,
А мы вамзиму.
Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам.»
Тут киселю толкут,
Тут блины пекут!
Пеки-пеки; солнышко,
Красное ведрышко,
Рано-рано играй,
Своих деток согревай!
Твои детки плачут,
По камушкам скачут!
По старинным русским обычаям в марте выходили на улицу встречать, или
закликать весну и перелетных птиц, прежде всего жаворонков, которые,
как считалось, ее приносят, В сельских избах пекли специальные хлебцы в
форме птиц, которые обычно называли птичьими именами - «жаворонками»,
«тетерками», «куликами». С птицами выходили на улицу, в сад, иногда
залезали на крыши домов и оттуда закликали весну, а хлебцы затем
съедали. (По усмотрению воспитателя и родителей можно организовать
угощение детей такими хлебцами и повторение этого обычая. Одну из
закличек рекомендуется заучить с детьми.)
Рисование на тему «Весна красца» под музыку Я. Я. Чайковского («Апрель») «Подснежник»). |