Цели: уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе;
рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятиях по
защите его от загрязнения; формировать интерес к экспериментальной
работе, моделированию; познакомить с природными явлением «ветер»,
причинами его возникновения, влиянием на жизнь живых организмов и
человека; развивать речь, логическое мышление, интерес к природным
явлениям; воспитывать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью
окружающих.
Предварительная работа: игра «Мыльные пузыри»; загадки о воздухе,
ветре; слушание фрагментов из сказки А.С. Пушкина «О царе Салтане»;
чтение рассказов «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремова, «Ветер» М. Исаковского,
энциклопедии Т. Нуждиной «Чудо повсюду»; изготовление вертушек, игры с
ними.
Материал: карточки с изображением ветра, бури и т.д., источниками
загрязнения воздуха; картина «Лес»; воздушный шарик; картинка «Ветряная
мельница»; кубик, парашютик, стаканы, губки, горсть земли, тазик с
водой, полоски бумаги.
Словарная работа: воздух-невидимка, планета, смерч, ураган, буря.
Ход занятия
Встреча с воздушным шариком «Летунчиком»
Загадка: «Такой большой, что занимает весь мир. Такой маленький, что в любую щель пролезет». (Воздух)
Опыты «Свойства воздуха»
Воспитатель проводит с детьми беседу о воздухе. Он рассказывает
детям, что воздух окружает нашу Землю. Воздухом дышат люди, животные и
растения. Детей интересует, можно ли увидеть воздух, услышать его или
осязать. Для этого воспитатель проводит опыты.
1-опыт. Воспитатель берет камешек и опускает в воду, дети увидят, как вокруг него появляются пузырьки. Это мелкие пузырьки воздуха.
В морозную погоду, выдыхая теплый воздух ртом, мы видим пар - это воздух теплый в окружении холодного.
2-опыт. Чтобы услышать воздух, воспитатель предлагает детям медленно выпускать воздух из надувного шара.
Если поставить руку под струю выходящего воздуха, можно его почувствовать. Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер.
3-опыт. Воздух нам необходим, чтобы дышать, значит, мы вдыхаем
и выдыхаем воздух. Берем стакан с водой, ставим соломинку, выдыхаем
воздух, - в стакане появляются пузырьки воздуха.
4-опыт. Сделать маленький парашют. Показать, что, когда
парашют опускается, воздух под ним надувает купол, поддерживает его,
поэтому снижение происходит плавно.
5-опыт. Воздух невидим, не имеет определенной формы,
распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.
Взять ароматизированные салфетки, апельсины, хвойную эссенцию и т.д. и
предложить постепенно почувствовать запахи, распространяющиеся в
помещении.
6-опыт. Воздух имеет вес. Положим на чашки весов надутый и ненадутый шарики: чашка с надутым шариком перевесит.
7-опыт. Поставим открытую пластмассовую бутылку в холодильник.
Когда она достаточна охладится, наденем на ее горлышко шарик, поставить
бутылку в миску с горячей водой. Шарик стал надуваться (воздух при
нагревании расширяется). Теперь опять поставим бутылочку в холодильник.
Шарик при этом спустился (воздух при охлаждении сжимается).
Беседа «Полезные свойства «голубой рубашки» планеты Земля»
Беседа «Источники загрязнения воздуха. Мероприятия по его охране»
Загадки
Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)
Без рук, без ног,
По свету рыщет,
Поет да свищет. (Ветер)
Неизвестно где живет.
Налетит - деревья гнет,
Засвистит – по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь. (Ветер)
Беседа «Сила ветра. Его влияние на жизнь человека и живых организмов»
- Воздух – какой он? (Свойства воздуха.)
- Что такое ветер? (Движение воздуха.)
- Что умеет делать ветер? (Шуметь, гудет, качать деревья, развевать флаги, поднимать пыль, завывать и т.д.) - Как можно увидеть, куда дует ветер?
- Ветер нам пользу или вред приносит?
Предложить карточки с изображением влияния ветра на жизнь человека и
окружающего мира: парусник с надутыми парусами, разрушенный дом после
урагана, сломанное дерево, ветряная лестница и т.д.
Дети рассказывают о значении силы ветра по тем сюжетам, которые на
карточках, или сами придумают ситуации, когда ветер приносит пользу или
вред.
- Как человек использует ветер? (Пылесос, вентилятор, веер, надувной круг.)
- Как ветер помогает растениям? (Распространяет семена.)
- А как вредит? (Ломаются деревья; во время лесного пожара происходит все больший и больший охват леса огнем.)
- Как звери учитывают ветер во время охоты?
- Что было бы, если бы не стало воздуха и ветра? |