Цели: обобщить знания детей о зимующих и перелетных птицах, выявить
экологические знания детей: правила поведения в лесу; учить воспринимать
предложенную воспитателем ситуацию, принимать в ней участие, выполняя
определенную роль; создать эмоциональный настрой детей; воплощать знания
и собственные переживания детей в ручном труде – оригами; воспитывать
доброе и заботливое отношения к живой природе, внимание к каждому уголку
родной земли.
Материалы: шапочки для птиц, домики, бумага, «Игровизор», значки, «Мнемотаблица», магнитофон, ковролин, буквы.
Часть 1
Ход занятия
Вводная беседа
Воспитатель с детьми рассматривает мнемотаблицу о птицах, дети отвечают на вопросы:
- Зимующая птица или перелетная?
- Где живет?
- Чем питается?
- Какое оперение?
- Какую пользу приносит эта птица приносит лесу?
Инсценировка
Звучит музыка с пением птиц. Вбегают дети-птицы: дятел, снегирь, синица, сорока.
Пусть сейчас каждая птица споет свою песенку и расскажет о себе:
Я в берете ярко-красном,
В серой курточке атласной,
Я деревьям всем приятель,
А зовут меня все …(дятел).
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Прилетаю к вам опять. (снегирь)
Непоседа-невеличка,
Желтогрудая птичка.
Ем я сало и пшеничку,
А зовут меня …(синичка).
Воспитатель: Что-то птиц здесь маловато, а других здесь нет?
Птицы (перебивая друг друга): Да мы здесь зимовали, никуда не улетали, мы не перелетные.
- Как же назвать этих смелых птиц, не улетающих от нас зимой?
(Зимующие.) Каких еще зимующих птиц вы знаете? (Ворона, воробей,
голубь.)
- Много бед и невзгод перенесли вы в суровую зимнюю пору. А у нас вас ждет тепло и корм. Проходите, отдохните. (Появляются дети в костюмах других птиц.)
Жаворонок:
Здравствуй, птичка-невеличка,
Желтогрудая синичка,
Были в жарких странах мы,
Не бывает там зимы.
Грач:
Здравствуй, дятел, наш дружок,
Добрый день, сорока.
Много дней летали мы,
Далека дорога.
Залетают под музыку Ласточка, Чибис, Зарянка.
Ребенок:
Расскажите, птицы, где вы побывали?
Что вы повидали, как вы зимовали?
Хорошо ли жили вы вдалеке от дома?
С кем вы подружились в странах незнакомых?
Птицы:
Мы подружились со слоном,
Играли с обезьянами,
Угощали нас они
Вкусными бананами.
Воспитатель: Мы за зиму о вас подзабыли. Напомните нам о себе.
Грач:
Кричат, торопятся с утра
В халатах черных мастера.
На ветках вяза и осины
Грачи плетут свои корзины.
Ласточка:
Прилетаем к вам весной,
Путь проделав длинный.
Лепим домик под окном
Из травы и глины.
Ласточка поет «Не прошла зима».
Работа с игровизорами
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие птицы строят себе
дома сами, а для каких готовит домики человек? Как называются эти дома?
(Скворечники, гнездо.) Давайте поможем расселить птиц по гнездам.
(Расселяют птиц по гнездам на игровизорах и проводят дорожки от птиц к
гнездам: с одним слогом, с двумя, с тремя.)
Загадки
Влетает сорока с письмом, кричит: «Новости, новости, вот вам письмо».
- О, да здесь какие-то загадки! Помогите мне их разгадать. (Дети выполняют просьбу.)
Музыка «В мире животных»; птицы улетают из группы.
- Летите на волю, вейте гнезда, высиживайте птенцов, пойте для них песни на заре. А мы будем к вам в лес приходить.
Оригами
Слышался сейчас здесь веселый гомон, но они улетели, и стало тихо. А ведь мы можем поселить птиц насовсем в этих домиках. Пойдемте мастерить птиц из бумаги. Поселим птиц в домики. А теперь
проверим, чтобы на полянке не осталось ни одной бумажки, ни одной банки,
чтобы птицам захотелось прилетать сюда снова. Вот мы и украсили еще
один кусочек нашей голубой планеты.
Итог занятия
Песня «Дождик по земле босиком прошел».
Часть 2
Ход занятия
Вводная беседа
(На ковролине силуэт зимнего дерева и силуэты зимующих птиц.)
Воспитатель начинает занятие со стихотворения «Птицы» В.Берестова.
Точки, крестики, кружочки
Под окном и на снегу.
Мне понятны эти строчки,
Прочитать я их могу.
Это мне письмо прислали
На заре друзья мои.
«С добрым утром!» - написали
Непоседы-воробьи.
Кто рассыпал на снегу
Длинные цепочки?
Кто рассыпал на снегу
Крестики и точки?
Это птицы на бегу
Оставляют на снегу
Длинные цепочки,
Крестики и точки.
Воспитатель приглашает детей к дереву и предлагает рассмотреть птиц.
Беседа по вопросам
- Какие птицы вам знакомы? Каких из этих птиц вам приходилось наблюдать на нашем участке, в парке, в лесу зимой?
- Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать?
Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть и рассказать, как
выглядит каждая птица, какого цвета оперенье на голове, туловище,
крылышках, хвостике, вспомнить, какую песенку эта птица поет.
Рассказы детей. (Воспитатель дополняет и уточняет их.)
Воспитатель спрашивает у детей, почему эти птицы круглый год живут у нас.
- Легко ли птицам добывать корм зимой?
- Как мы можем помочь зимующим птицам?
Рассказ воспитателя
Для корма птицам пригодны семена различных растений: конопли, подсолнуха, дыни, арбуза.
Овес, пшено клюют только воробьи, для них также годятся крошки пшеничного хлеба.
Синицы, кроме семян, очень любят сырое несоленое сало или мясо.
Вороны – всеядные птицы. Клесты любят семена еловых и сосновых шишек. В лесу зимой много еловых и сосновых шишек.
Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса.
Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать ему еду даже в
самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины
коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных
растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов,
метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к
нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму
пернатым друзьям.
Физкультминутка
Снегом засыпаны лес и поля,
Спит под сугробами крепко земля.
Ищут, ищут птицы,
Чем бы поживиться.
На зиму долгую в нашем лесу
Мы приготовили птичкам еду.
Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться!
Дидактическая игра «Что за птица?»
Воспитатель загадывает загадки о птицах. Птица-отгадка прикрепляется к
кормушке, где ей приготовлен корм. В конце игры воспитатель предлагает
детям рассмотреть и назвать корм, который предпочитает каждая птица.
Итог занятия
Занятие заканчивается стихотворением «Покормите птиц зимой» А.Яшина
Занятие. Наблюдение за черепахой
Особенности внешнего строения черепахи
Черепаха не похожа на других животных: тела не видно, оно со всех
сторон покрыто панцирем, который состоит из отдельных щитков. Снизу
панцирь плоский, сверху выпуклый. Он очень твердый, крепкий. Спереди и
сзади имеются отверстия, через которые выходят наружу или втягиваются
под панцирь четыре ноги, голова и хвост. Черепаха – спокойное животное,
ее можно брать в руки. Она тяжелая, потому что в панцире. Есть черепахи
сухопутные, а есть морские.
Содержание черепахи
Черепахам в живом уголке отводят свой дом. Он называется террариум.
Здесь он может свободно ползать; на дне – песчаный грунт, который
черепаха может копать; домик из камней называется грот – в нем
помещается лампочка для обогрева черепахи. Ведь черепахи живут на воде в
теплых странах и любят тепло. В корм черепахам идут зелень, овощи и фрукты.
Черепаха нуждается еще и в косметическом уходе за своим телом. Ее
панцирь нужно протирать от пыли, смазывать сухую кожу шеи и ног масляным
тампоном. А в теплую солнечную погоду черепахе обязательно надо бывать
на воздухе и греться на солнышке – принимать солнечные ванны. Особенно
хорошо летом вынести черепаху на зеленую травку, тогда она не только
сможет погреться, но и полакомиться свежей зеленью, наберется нужных ей
витаминов и будет здоровой.
Как передвигается черепаха
Она медленно переставляет поочередно ноги и приподнимает туловище.
Черепахи не могут бегать. Трудно им на гладком полу. Если на своем пути
черепаха встречает малознакомый предмет, который считает угрозой, она
останавливается и прячется в панцирь. Ноги черепахи очень своеобразные:
толстые, короткие и широкие, покрытые плотной кожей с короткими и тупыми
когтями. Передние ноги вывернуты в стороны. Такие ноги не приспособлены
к быстрой ходьбе и бегу. Поэтому ползает черепаха очень медленно. А о
человеке, когда он медленно идет, говорят: «Ползет, как черепаха». Но
человек бегать умеет, а черепаха – нет.
Долго ли черепаха живет?
По панцирю черепахи можно определить ее возраст. На щитках панциря
есть рубцы («годичные кольца»). Каждый рубец появляется через год.
Значит, сколько рубцов – столько и лет черепахе.
Попробуем определить возраст черепахи. (Дети определяют.)
А сколько может прожить черепаха? Все зависит от условий жизни. Если
ей созданы хорошие условия, то она проживет долго, черепахи живут 15-30
лет. |