Человек, как дерево, как цветок, которые не могут
цвести и плодоносить без корней. Воссоздавая самих себя в прошлом, в настоящем
и в будущем, мы как бы живем в этих трех измерениях. Кто я, откуда я, кто мои
родители, сколько у меня бабушек и дедушек и кем они были? Каждый человек
должен ощущать свои корни. Цветок питается от своих корней, и чем крепче его
корни, тем щедрее и богаче сам цветок.
Родословная, или, как говорили раньше, родословие -
это последовательный перечень поколений людей одного рода с основными
сведениями о каждом из них.
Если запись поколений начать с себя, то себя надо
считать первым поколением (раньше говорили «коленом»), мать и отца - вторым,
родителей каждого из них, т. е. своих бабушек и дедушек, - третьим, прабабушек
и прадедушек - четвертым и так далее. Такая родословная называется смешанной
восходящей родословной. Смешанной - потому что в ней записываются и мужчины и
женщины, восходящей - потому что запись восходит ко все более отдаленным от нас
поколениям.
Работая над родословной, человек узнает много нового о
своей семье, а заодно проверяет себя, свой характер и свою способность
доводить дело до конца.
После беседы следует предложить детям узнать имена,
отчества, фамилии и любимые цвета своих мам, пап, дедушек, бабушек. Заполнить
анкету (условные обозначения) в дневнике природы, раскрасив части цветка в
любимые цвета своих родственников.
Аппликация «Родословный цветок» (в трех поколениях)
изготавливается детьми из цветной бумаги по шаблонам, заготовленным педагогом.
Вырезанные части цветка наклеиваются на схематизированное изображение в
дневнике природы.
Занятие «Вода вокруг нас»
Цель - познакомить детей с понятием «вода», показать
роль воды в природе, необходимость бережного отношения к ней.
Занятие можно начать с загадок о воде в разных
состояниях.
Что в руках не удержишь?
Что в решете не унесешь?
(Вода.)
Шел долговяз,
В землю увяз.
(Дождь.)
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
(Радуга.)
Зимой в поле лежал,
А весной в речку побежал.
(Снег.)
Мост, как синее стекло!
Скользко, весело, светло!
(Лед.)
Дождь прошел, а я осталась
На дорожке во дворе.
Воробьи во мне купались
На потеху детворе.
Но до завтрашнего дня
Солнце высушит меня.
(Лужа.)
После этого следует побеседовать с детьми, выяснив,
где есть вода? В луже, в реке, в море, в водопроводе, в растениях, животных и
т. д.
Затем педагог может провести несколько опытов,
демонстрируя, что вода жидкая (принимает форму сосуда, в котором находится),
бесцветная (ее можно подкрасить акварельными красками), прозрачная (в ней
видны опущенные в нее предметы), хороший растворитель (в ней растворяется
сахар и соль), не имеет запаха (ее запах зависит от растворенного в ней
вещества), при нагревании вода превращается в пар (нагреть на спиртовке), при
охлаждении в - лед (показать заготовленный заранее лед).
Чтобы наглядно показать, как через корень растений по
стволу поднимается вода, нужно взять тарелочку с подкрашенной водой, опустить
туда гигроскопический материал, например марлю, и предложить детям понаблюдать,
как вода постепенно поднимается вверх, пропитывая нити марли. Корни растений
имеют тонкие волоски (как нити марли), по которым вода впитывается в основной
корень и поднимается по стволу.
Начав занятие в помещении, можно продолжить его на
свежем воздухе, понаблюдать за превращением воды из одного состояния в другое.
Например, провести наблюдение за испарением воды в луже. Для этого в начале
занятий на свежем воздухе нужно выбрать какую-нибудь лужу в хорошо
проветриваемом месте и обвести эту лужу мелом по ее контуру. После прогулки,
вернувшись в исходное место, юные исследователи обнаружат, что лужа занимает
меньшее место по сравнению с началом их эксперимента, что солнышко сыграло роль
спиртовки.
Если день прохладный, то детям можно предложить на
прогулке обратить внимание на то, что при дыхании у них выходит пар изо рта,
так как в выдыхаемом воздухе содержатся пары воды, а человеческое тело теплее воздуха
в прохладную погоду.
С наступлением небольших морозов можно продолжить
наблюдение за превращениями воды. Понаблюдать, как образуется лед из воды. На
прогулку нужно взять с собой песочные формочки с водой и оставить их в
укромном месте. К концу прогулки в формочках появится лед. Следует обратить
внимание детей на то, что лед твердый, хрупкий (раскалывается при ударе), не
имеет цвета, запаха, вкуса, но имеет форму. После прогулки, уже в помещении,
можно понаблюдать, как лед снова превращается в воду.
За снегом можно наблюдать во время каждой зимней
прогулки, чтобы дети смогли обратить внимание на то, что снег твердый, белый в
чистых местах, не имеет запаха, вкуса и формы, но очень разный в зависимости от
погоды: липкий, как крупа, мягкий, колючий и т. д.
|