Цель - выяснить с детьми, что такое живая и неживая природа.
Подчеркнуть, что человек - это часть природы. Поговорить о личной гигиене, об
ответственности не только за свое здоровье, но и за благополучие окружающих
растений и животных. Составить с детьми примерный режим дня.
Начать чтение книги Корнея Чуковского «Доктор
Айболит». Побеседовать о сущности и задачах эколого-краеведческой
игры-экспедиции «Айболята». Объяснить, в чем смысл девиза Айболят «Спасать
всегда, спасать везде, спасать на суше и в воде». Разучить гимн (песня из
кинофильма «И снова Анискин» сл. М. Матусовского, муз. В. Шаинского) и правила
Айболят.
Правила Айболят
Нас в любое время года учит мудрая Природа.
Птицы учат ПЕНИЮ. Паучок - ТЕРПЕНИЮ.
Пчелы в поле и в саду обучают нас ТРУДУ.
Учит снег нас ЧИСТОТЕ. Учит солнце ДОБРОТЕ
И при всей огромности обучает СКРОМНОСТИ.
Отражение в воде учит нас ПРАВДИВОСТИ.
У Природы круглый год обучаться нужно. Нас деревья
всех пород —
Весь большой лесной народ - учит крепкой ДРУЖБЕ!
В.Орлов. «Живой букварь». (В сокр.) Поиграть в игры,
развивающие ощущения и органы чувств.
Отгадай, чей голосок
Участники игры выбирают водящего. Он отходит в сторону,
а остальные участники игры договариваются, кто будет подавать голос. Затем
водящему завязывают глаза, и он встает в круг. Играющие идут по кругу,
произнося слова: «Мы собрались дружно в круг, повернулись разом вдруг, а как
скажем: «Скок, скок, скок (эти слова произносит один человек), отгадай, чей
голосок?». Водящий называет того, кто сказал «скок, скок, скок». Если водящий
отгадывает, то он меняется местами с говорившим. Можно дать водящему три
попытки. Если он все же не угадывает, то игра начинается сначала.
Водяной
Водящий - водяной сидит в кругу ребят с закрытыми
глазами. Остальные играющие идут по кругу со словами:
Дедушка, водяной,
Что сидишь ты под водой,
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку.
Играющие останавливаются. Водяной встает и, не
открывая глаз, подходит к одному из играющих. Он должен определить, кто перед
ним. Водяной трогает стоящего игрока, не открывая глаз. Если водяной угадал, то
они меняются ролями. Теперь тот, чье имя было правильно названо, становится
водяным.
Зайчиха
Педагог раскладывает принесенные им растения в комнате
в разных местах и предлагает детям понюхать их. Каждый из детей выбирает одно
из них, с понравившимся ему запахом, старается его запомнить и тихо называет
растение педагогу. Затем дети отворачиваются, а педагог быстро меняет растения
местами. Разрешив детям повернуться, педагог говорит, что каждый из них
зайчиха-мама, которая ищет своего непослушного зайчонка. Зайчиха-мама должна
обнюхать каждый кустик (все разложенные растения), чтобы найти его. Дети нюхают
растения и, отыскав свое, сообщают об этом педагогу. Игру можно повторить,
предложив детям запомнить запахи других растений.
Скульптор
Играют четыре человека, включая ведущего. Один из
играющих является моделью, второй - гипсом, третий - скульптором. Скульптор с
закрытыми глазами «исследует модель», которая принимает заданную ведущим позу.
После исследования скульптор «лепит» скульптуру из гипса. Затем играющие
меняются ролями по их желанию.
В конце занятия дети получают домашнее задание:
посадить вместе с родителями свое именное дерево, вести за ним наблюдение,
наблюдения заносить в дневник природы.
В дневнике дети раскрашивают готовый рисунок на тему
«Осень», рисуют посаженное дерево (вид в сентябре), лист своего дерева, и
заполняют страницу «Что нужно моему дереву: компоненты живой и неживой природы,
с которыми связано дерево».
|