Сегодня трудно найти детский сад или дом, в котором бы
не было комнатных растений. Эти маленькие зеленые друзья приходят в наш дом,
чтобы восполнить дефицит общения с природой. Мало того, сюда приходят зеленые
жители со всего земного шара. В каждом доме, где разводят комнатные растения,
можно встретить представителей всех континентов:
• алоэ, бальзамин, финиковая пальма из Африки;
• плющ из Европы;
• кактусы, бегония, традесканция из Америки;
• фикус, примула, роза из Азии; циссус из Австралии.
Но дети далеко не всегда обращают внимание на
комнатные растения, не умеют, а часто и не хотят заботиться о них.
Изучение комнатных растений в детском саду иногда
сводится к тому, что дети должны уметь назвать, к примеру, пять комнатных растений.
Такое запоминание названий тренирует память ребенка, но ничего не дает с точки
зрения экологического воспитания. Даже если дети запомнят названия растений, но
не полюбят их, не научатся заботиться о них, результат будет минимальным.
Как же сделать, чтобы домашние зеленые друзья учили малышей
любви к природе, развивали в них умение бережно заботиться об окружающем мире?
В первую очередь надо сделать так, чтобы дети
познакомились с комнатными растениями, подружились с ними и полюбили их. И
здесь на помощь придут сказки о комнатных растениях.
Сказки расскажут детям, как разнообразны комнатные растения
по внешнему виду, характеру и условиям жизни. Сказка научит ребенка видеть
красоту комнатных растений.
Сказки помогут детям понять роль комнатных растений в
жизни человека и их влияние на людей. Сказки объяснят, почему у тех или иных
комнатных растений появились «русские» имена: столетник (алое) щучий хвост
(сансевиера), ванька-встанька (бальзамин), и т.п.
За каждой сказкой должны непременно следовать игры,
рисунки, практические задания, творчество самого ребенка, неразрывно связанное
с жизнью комнатных растений. Особенно важны практические задания. Можно
придумать самые разные практические и творческие задания вместе с детьми.
Предложите детям с помощью лупы подробно рассмотреть
чудесные подробности жизни того или иного комнатного растения.
Научите детей разводить растения с помощью
размножения. Когда от небольшой веточки получаются несколько новых растений. А
фиалка, например, размножается листьями: в воде листок дает корешки, а потом
легко укореняется и в почве.
Важно, чтобы ребенок сам выбрал для ухода то растение,
которое ему больше всего нравится. Придумал ему свое имя, которое будет
отражать его особенности, сочинил сказку о нем.
Предложите детям погладить, понюхать листья комнатных
растений и выяснить, какие они на ощупь, потрогать почву, природные камушки и
рассказать о своих ощущениях.
Комнатные растения дети могут даже использовать в
играх, создавая из них лес для кукол или африканские джунгли. Но, конечно,
использовать комнатные растения в играх нужно с величайшей осторожностью, не
забывая о том, что они живые.
Из рисунков, раскрасок, сказок вместе с детьми
создайте альбомы или фотоальбомы о жизни комнатных растений. И тогда они станут
не просто украшением наших домов, а превратятся в зеленых друзей и учителей для
наших детей.
|