Цель:
показать Землю как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с
человеком; вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие
сохранения жизни человечества и всех природных обитателей; способствовать осмыслению
своего места в системе всех земных обитателей, ответственности за сохранение
нашего общего дома.
Ход занятия
Воспитатель беседует с детьми о том, как часто говорят
о природе, что ее надо не только любить, но и охранять, беречь, приумножать.
- Мир природы - это растения, животные, птицы,
насекомые, рыбы; он такой разнообразный и неповторимый.
- Без чего не смогут жить на Земле живые существа? (Без воздуха, без воды, без солнца.)
-А человек может жить на Земле без природы? (Нет.)
Дидактическая
игра «Живая и неживая природа».
- У каждого человека есть свой дом. У каждого
животного есть свой дом. И у насекомых, цветов, деревьев есть свой дом.
- Ребята, как же можно назвать наш общий дом? (Земля.)
- Наш общий дом - это планета Земля, которая вращается
вокруг Солнца. Есть и другие планеты - Венера, Марс, Юпитер и т.д., но жизни
на этих планетах нет, потому что на них нет воздуха и воды.
Земля - это общий чудесный дом для всех людей, для
всех зверей, птиц, рыб, насекомых, растений. Послушайте, какие красивые стихи
написал поэт Л.Дайнеко.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы.
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели.
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
- Воздух, словно куполом, прикрыл Землю, все живое на
Земле. Люди давно поняли, что без воздуха нет жизни. Почему? (Воздух нужен для дыхания. Человек может
жить несколько дней без пищи, без воды, а без воздуха он может прожить лишь
несколько минут.) Воздушная оболочка Земли - как одеяло. Она защищает Землю
от чрезмерного остывания и перегрева. Она охраняет все живое на Земле от
губительных космических лучей и палящих лучей Солнца.
А вода? Сегодня она для всех так обычна и привычна!
Для нашей планеты слово «вода» равнозначно слову «жить». Вез воды немыслимо
существование всех живых организмов. Все живые существа имеют в своем составе
воду.
Повсюду, где бежит вода.
Цветет земля, цветет страна...
- Да, ребята, много живых существ живет в нашем общем
доме, всех и не перечислишь. Отгадайте некоторых из них.
Я - капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться,
А имя дала мне родная землица.
(земляника)
Под сосною у дорожки
Я стою среди травы.
Ножка есть, но нет сапожек.
Шляпка есть, нет головы.
(гриб)
Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе под елкой.
Хоть открыты настежь двери.
Но ко мне не ходят звери.
(еж)
На луговой клеверок
Опустился вертолет.
Золотистые глаза.
Отгадайте, кто я?
(стрекоза)
Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок –
И остался стебелек.
(одуванчик)
Вильну хвостом туда-сюда,
И нет меня, и нет следа.
(рыба)
Я - пятнистая букашка.
Если в руки попаду,
Притворюсь больною тяжко,
В обморок я упаду.
(божья
коровка)
У меня четыре лапки,
Лапки цап-царапки,
Пара чутких ушей,
Я - гроза для мышей.
(кошка)
Днем спит, ночью летает
И прохожих пугает.
(летучая
мышь)
Что же это за девица.
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(ель)
- Вот сколько замечательных соседей живут с нами на
Земле!
- Сможет ли человек жить один на Земле? Без птиц,
животных, насекомых, рыб, деревьев, цветов, ягод, грибов и т.д.? Конечно же,
нет!
Хотя человек на Земле - это самое разумное существо,
он умнее и сильнее всех, но в этом и его беда. Человек на самолете летает выше
орла, экскаватором копает землю глубже крота, на поезде едет быстрее оленя, дом
строит из кирпичей крепче бобра и т.д. Но из-за того, что человек сильнее, он
стал в некоторых местах причиной гибели природы: загрязненные водоемы,
закопченный воздух, гибель многих животных и птиц, редких видов растений и т.д.
Если человек умнее и сильнее всех, он должен все свои
знания и умения направить на охрану и защиту природы на планете Земля.
Смотрю на глобус - шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим - не солги.
Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус - шар земной.
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы; «Сберегу!
Я сберегу вас, сберегу!»
(Е. Шкловский)
Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и
добрым Человеком-Великаном. Вот таким, о котором нам рассказала поэтесса Е.
Серова.
Я шагаю по лужайке –
Великан в трусах и майке.
Сверху ясно мне видна
Вся зеленая страна.
Вот улитка - добрый гномик.
На себе таскает домик.
Вот квартирка для жука –
Дырка старого пенька.
Вот стоит высотный дом –
Муравьи хлопочут в нем.
Вот цветок ромашка.
В нем живут букашки.
Эта малая страна
Вся кругом заселена!
Если я, великан, захочу,
Как лихой ураган, налечу,
Все дома я могу разломать,
Всех жильцов на лугу растоптать!
Если я захочу...
Только я не хочу!
Я - добрый Великан.
Воспитатель с детьми составляет памятку поведения в
природе, дети зарисовывают, как себя вести:
- во время отдыха в лесу;
- при встрече с детенышами зверей;
- при сборе лесных ягод и плодов;
- при сборе грибов;
- при встрече птенца на земле;
- при разжигании костра в лесу и т.д.
Вместе оформить коллективный стенд «Мы сбережем тебя,
планета Земля!»
|