Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Среда, 23.01.2019, 01:45

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ
О Б У Ч А Е М - И Г Р А Ю Ч И
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ
ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДОШКОЛЬНИКАМ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ [18]
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ [28]
ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ДОШКОЛЬНИКОВ [55]
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ [182]
ЭКОНОМИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ [10]
ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ [101]
ДЕТЯМ О КОСМОСЕ [42]
КРОССВОРДЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ [102]
СОСТАВЛЯЕМ РАССКАЗ ПО КАРТИНКЕ [34]
Главная » Статьи » МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА » ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Зимовье зверей (занятие в старшей группе детского сада)

Цель: формировать представление о жизни животных в лесу, их при­способленности к зимнему периоду; учить понимать причи­ны изменений в жизни животных; воспитывать любовь к жи­вотным, стремление помочь им в трудных условиях.

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение А.С. Пушкина.

Вот север, тучи нагоняя.

Дохнул, завыл - и вот сама

Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась; клоками.

Повисла на суках дубов.

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою.

Блеснул мороз.

И рады мы

Проказам матушки-зимы.

- Ребята, как вы думаете, животные и птицы в лесу рады проказам матушки-зимы? Хорошо им зимуется в лютые морозы, вьюги, снегопады? Мы с вами были в гостях у осеннего леса. Интересно, что изменилось в лесу, когда наступила зима?

- Зимний лес. Волшебница-зима постаралась украсить его на славу.

Четыре художника

(отрывок)

Ходит зима по лесу в больших мягких валенках, ступает тихо, не­слышно. А сама поглядывает по сторонам - то тут, то там свою волшеб­ную картину дорисовывает. Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы: до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые ва­режки на ветки надела.

Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно. А внизу под ними разные кустики да маленькие деревца укрылись. Их, слов­но детишек, зима тоже в белые шубки одела.

И на рябину, что возле самой опушки растет, белое покрывало наки­нула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины гроздья ягод ви­сят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.

(Г. Скребицкий)

- Застыл зимний заснеженный лес, будто заколдовала его злая чародейка-зима. Кажется, никто не живет в лесу. Тишина.

- Ребята, если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть распис­ные узоры разных следов. А если есть следы, значит, их кто-то оставил. Опытные охотники умеют читать лесную азбуку по следам. Кто умеет раз­бираться в следах, сразу определит, какие животные здесь были, что делали, чем питались, кто за ними охотился.

- Ребята, мы с вами по следам тоже узнаем, какие животные и птицы зимуют в лесу и как им живется.

Воспитатель выкладывает на ковролине следы зайца лисы, волка, лося, вороны, воробья и т.д., предлагает детям пройти по запуганным следам, дойти до квадратика, открыть его, и покажется животное.

Зайцев зимой трудно отыскать, они в белой пушистой шубке, как маленький сугробик. Найти их можно только по следам.

- Послушайте рассказ Л. Толстого «Зайцы».

Зимой зайцы лесные кормятся по ночам корой деревьев... За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий видный след. До зайцев охотники - и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны, и орлы. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас же нашли бы по следу и поймали. Но трусость спасает его... Проскачет вперед, испугается чего-нибудь и побежит назад по своему следу. Еще услышит что-нибудь - и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь. Опять стукнет что-нибудь - опять заяц повернется назад и опять поскачет в сторону... Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далеким прыжкам и удивляются хитро­сти зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится.

- Ребята, давайте попробуем побегать и попрыгать так же, как зайцы, и запутать свой след, чтобы никто нас не нашел.

Дети играют в подвижную игру «Найди зайца». Они делятся по па­рам: один ребенок - заяц, другой - охотник. «Заяц» прыгает по определен­ной траектории и убегает; «охотник» пытается повторить траекторию.

- А вот мы по следам дошли до белочки. Белочка не боится зиму. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая, также как и зайцу, помо­гает ей маскироваться.

Воспитатель предлагает детям приложить на ковролинс зверюшек в лесу так, чтобы их не было видно: зайчика - около сугроба, белочку - на ствол сосны и т.д.

- Весь лес в снегу, спрятались под снегом травы, семена, плоды, кор­ни растений, нет в лесу орехов и шишек, грибов и плодов, но белочка не волнуется.

Вот как написал о белке М. Пришвин в рассказе «Беличья память».

Беличья память

Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробиралась сквозь снег в мох, достала там с осени припрятанные два ореха, тут же их съела – я скорлупки нашел. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку.

Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах орехов через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расположение между ними.

Но самое удивительное - она не могла отмеривать, как мы, санти­метры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке!

Прыгает с ветки на ветку в зимний солнечный денек белка. Но когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернув­шись клубочком, может спать несколько суток.

- Чьи же еще следы видели мы в лесу? (Волка, лисы, лося.)

- Волк и лиса по лесу рыщут в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные. Так, мышами в основном, и кормится всю зиму.

Волк и лиса запасов не делают, голодно бывает им порой.

Лось пробирается сквозь чащу заснеженную в поисках корма: раска­пывает под снегом сухую траву, объедает тонкие ветви с кустарников и дере­вьев.

- А эти следы не похожи на звериные. Чьи это следы? (Птичьи.)

- Правильно, ребята! Большие следы - вороньи, а эти маленькие - воробьиные. Трудно живется птицам в зимнем лесу. Стараются они в холод­ные и лютые морозы поближе к жилью человека прилететь, подкормиться.

- Встречаются в наших лесах следы рябчиков. За рябчиками в зимнем лесу наблюдал писатель М. Пришвин. Он рассказывал:

У рябчиков в снегу два спасения: первое, что под снегом тепло ноче­вать, а второе - снег тащит с собой на землю с деревьев разные семечки на пищу рябчику. Под снегом рябчик ищет семечки, делает там ходы и око­шечки вверх для воздуха. Идешь иногда на лыжах в лесу, смотришь - пока­залась голова и спряталась: это рябчик. Даже не два, а три спасения ряб­чику под снегом: и тепло, и пища, и спрятаться можно от ястреба.

- Ребята, посмотрите, а что это за странный сугроб в лесу? Воспитатель предлагает детям иллюстрацию.

- Из-под сугроба идет какой-то пар. Все кусты около сугроба покрыты инеем: мягким, пушистым. Кто догадался, что это та сугроб?

- Правильно, это берлога медведя. А иней на кустах потому, что мед­ведь дышит, и теплый воздух через небольшое отверстие выходит наружу. Медведь завалился спать до самой весны. За зиму он ни разу не проснется, с боку на бок не перевернется. Чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь.

- А какие еще животные спят зимой под снегом? (Ежи, сурки, барсу­ки, суслики, еноты и др.)

- Трудно зверям и птицам зимой в лесу. Поэтому подкармливают люди голодных зверей. Лосям раскладывают сено, белкам желуди и шишки, пти­цам развешивают кормушки. Так и доживут до весны «братья наши мень­шие».

Категория: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ | Добавил: admin (22.05.2011)
Просмотров: 3795 | Теги: экология для дошкольников, основы экологических знаний, охрана природы, конспект занятия, охрана приро, экосистема, занятия по экологии в детском саду | Рейтинг: 5.0/1
ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ
ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2019
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru