Занятия не только научат ребенка размышлять о разных сторонах жизни и о свойствах
человеческого характера, но и
значительно утончит его восприятия и оценку всего окружающего. Она будет
способствовать глубокому проникновению в себя и в сложный мир межчеловеческих отношений.
В
целом же « Философию
для детей » можно
считать одним из направлений так называемой гуманной педагогики, цель которой –
комплексное воспитание гармоничного и культурного человека, человека с красивой
душой.
Не секрет,
что дети получают воспитание крайне разное по своему качеству. Для большей
части подрастающего поколения учителем является лишь жизнь, а доступ к
получению грамотного и правильного воспитания в целях духовно-нравственного
становления существенно ограничен.
Жизненную
направленность и судьбу каждого ребенка во многом определяют его родители и
педагоги, но далеко не все из них способны развить в нем стремление к красоте,
воспитать внутреннюю культуру и облагородить душу. Здесь как раз тот случай,
когда одного искреннего желания воспитать человека явно недостаточно.
В целом
родители заняты материальным обустройством жизни. Их благие и высокие побуждения
относительно воспитания, как правило, не наполнены делами, не опираются на
постоянный, умелый и систематический труд. Родители, в сущности, мало сведущи в
вопросах воспитания и детской психологии, воспитывают не целенаправленно и
планомерно, а спонтанно, от случая к случаю, по своему разумению и
настроению. При недостаточной работе с детьми воспитание постепенно обретает
насильственно-принудительный характер. При этом, как правило, плохо
используется профилактический потенциал воспитания, когда комплекс знаний,
своевременно вложенных в сознание ребенка упреждает, тормозит и нейтрализует
большинство негативных желаний и устремлений. Взрослыми не редко забывается,
что только качественная передача взаимосвязанных, обстоятельных и обоснованных
духовно-нравственных знаний, дает им впоследствии моральное право требовать и
ожидать от ребенка обдуманного поведения, а также красоты и разумности в мыслях
и чувствах.
Здесь стоит
отметить удивительную недальновидность некоторых родителей. В каждодневной
жизни они способны трезво рассчитать свои финансовые и материальные выгоды,
выискать пути к большим доходам и экономии средств. И при этом, из их поля
зрения зачастую ускользают гигантские выгоды и дивиденды от личных сердечных
вложений в грамотное, поэтапное, системное воспитание ребенка. Сколько тысяч
долларов стоят тысячи дней, проведенных в теплой семейной атмосфере,
наполненной гармонией, радостью, взаимопониманием, токами прекрасных чувств и
мыслей? Во сколько оценить десятилетия уютной старости, обласканной искренней
любовью, вниманием и заботой умело воспитанных детей? Может быть, сотворение
прекрасного в человеке – это своеобразный процесс высокого искусства, создание
родителем бесценного, радующего душу произведения для себя, для близких, для
потомков?
Хорошо, если
волею судьбы или по стечению обстоятельств ребенку повезет и наставники,
выводящие его в жизнь, окажутся ответственными воспитателями и культурными
людьми, на которых можно равняться и с кого можно брать пример. А если нет? Что
тогда? От кого ребенку получать возвышенные знания и науку о человечности? Кто
с ранних лет подведет его к прекрасному, поможет утонченно чувствовать и
воспринимать окружающее, научит ценить добро, глубоко понимать людей и свой
внутренний мир? Кто сможет умелым воспитанием сделать душу ребенка
невосприимчивой к различным формам безобразия и выработать в нем стойкое
отвращение к уродливым явлениям жизни? Как помочь ребенку восполнить нехватку
извечных и крайне необходимых общечеловеческих знаний?
Немало
родителей, решивших взяться за воспитание детей всерьез и надолго, часто сталкиваются
с рядом существенных затруднений. Многомесячное, планомерное и целенаправленное
воспитание без серьезной подготовительной работы и затрат времени – задача
трудноосуществимая. Необходимо составить программу, набросать тезисы к каждой
воспитательной беседе, найти и подобрать к ней малые литературные
произведения, примеры из жизни, суметь широко раскрыть затрагиваемую тему,
объясняя порой сложные категории доходчиво, лаконично, увлекательно. Но многие
ли родители, будучи занятыми людьми, готовы и способны справиться с такой
задачей? Готовы ли они пожертвовать свободным временем и каждодневно прилагать
усилия в этом направлении?..
Каждый
ребенок с самого раннего возраста сердцем прекрасно отличает красоту от безобразия.
Это не трудно увидеть по чувству вины, сочувствию и прочим проявлениям. Не воспользоваться
врожденным чувством красоты и не развить его – является недопустимой халатностью
со стороны воспитателя. Ведь именно это чувство, будучи развитым, дает стойкое
неприятие и отторжение всего безобразного и на протяжении всей жизни побуждает
нас к человечности и культурным проявлениям.
И все же для
постоянства и упорства в воплощении идей блага в жизнь, чувства красоты было
бы недостаточно. Требуется еще устремляющая сила веры, убежденности, правоты,
которая возникает благодаря осознанию, когда знания, будучи прочувствованными,
проникают до глубины души и тем самым привносят в нее новые элементы и
возможности. Для развития воли устремляющей к добру, для формирования прочного
нравственного стержня и иммунитета от всего негативного требуется не только
осмысление и принятие знаний к сердцу, но и их закрепление путем практического
применения в каждодневной жизни. Теоретические достижения без закалки, через
практику и жизненный труд, всегда оказываются недолговечными и неэффективными.
Люди,
умеющие познавать мир через ощущения, имеющие развитое интуитивное восприятие
окружающего, несомненно, согласятся с тем, что принятые человечеством моральные
принципы, нормы и правила, а также нравственные убеждения берут начало в неком
скрытом духовном бытии, в сфере незримой реальности, где сосредоточены
абсолютные Красота, Истина, Добро. Подсознательное памятование об этих абсолютных
прототипах толкает человека к неустанному поиску и воплощению прекрасного на
земле, а желание «быть в ладах со своей душой» заставляет его следовать по
жизни, стараясь соблюсти писаные и неписаные законы и правила морали.
Без рассмотрения
скрытых основ жизни лежащих в области духовного бытия, а также без раскрытия
перед ребенком причин, возможных последствий и перспектив, знание о добре и
зле окажется неполным, будет казаться отвлеченным и частично лишенным смысла.
Убедить ребенка в исключительной практичности и жизненной необходимости любви,
добра, и других нравственных категорий, вдохновить его на действенное
стремление и служение красоте, можно лишь проведя линию жизни за пределы
ограниченного физического существования, туда, где каждого достойного ждет
таинственный наполненный чудесами и возможностями сказочный непреходящий мир.
Это очень важная предпосылка воспитания. Известно, что старания во имя чего-то
краткого и скоротечного, так или иначе, обесцениваются и кажутся малозначимыми
и бессмысленными. Самосовершенствование для жизни в сказочной вечности
несравненно более привлекательно для любого человека, чем совершенствование
ради десятилетий земной жизни, уже к тому же известной своими трудностями и
ограничениями.
Желание ребенка
когда-нибудь достигнуть красот Высшего мира является, по сути, единственным
стимулом для его длительной и кропотливой
работы над собой. Этому желанию очень способствует «не закрытое» толщей
интеллекта подсознание. Именно «не выключенная» до конца память души помогает ребенку без устали рваться к утерянной сказке и
порой искренне верить в самое невероятное. Но стремление к далекой идеальной
жизни, способствующее духовно-нравственному росту, легко уязвимо. Оно
подавляется и вытесняется взращиванием у ребенка
жажды к близким и видимым земным благам, навязыванием небесспорных и весьма
условных обывательских формул земного успеха и счастья. Под давлением взрослого
рассудка и воли, высокая мечта разменивается на пустяки и превращается в мелкие
и будничные мечтания, а понятие о счастье приобретает приземленные житейские
очертания.
Могут ли вдохновить ребенка на тяжелый
непрекращающийся подвиг самосовершенствования временные земные радости и утехи,
которые к тому же добываются огромными трудозатратами? Романтика, мечтателя и
идеалиста коим является ребенок, вряд ли может по-настоящему увлечь земной
"свет в беспросветности". Скорее всего, попав в сети взрослой
ограниченной рассудительности, ребенок просто перестанет летать душой.
Нагруженный не по годам взрослым реализмом, он внутренне сломается, смирится и
примет чуждое ему взрослое мировосприятие. Потом последует погружение в
обыденность, в которой будут выискиваться для себя мелкие радости, и
мало-помалу произойдет насыщение абсолютным злом – разрушительным эгоизмом.
Некоторая категория людей, выступая за нравственное
воспитание, в то же время упорно пренебрегают духовным образованием. Эти люди
предпочитают обойти молчанием область духовных знаний человечества, которые по
сути дела легли в основу общечеловеческой морали, обуздали дикие нравы прошлых
времен, на тысячелетия сформировали нравственные устои в общественных
отношениях. Их не заботит, что изъятие из воспитания духовной составляющей,
схоже с беспечным строительством дома на песке. Ведь возведенная таким образом
бездуховная нравственность окажется непрочной, шаткой и не выдержит испытания
временем. К сожалению, рамки данной книги не позволяют полноценно осветить законы
духовного бытия. К тому же эта область требует особо деликатного подхода и
рассмотрения. Лишь там, где это необходимо и важно в воспитательных целях, где
нравственные требования должны быть укреплены практичностью, приводятся
пояснения в виде обобщенных и сжатых духовных знаний.
Следует особо отметить, что разделы бесед тесно
взаимосвязаны, и размещены в строго определенной последовательности. Беседы о
красоте учат видеть и ценить красоту и избегать безобразия. Беседы о Высшем
раскрывают смысл самосовершенствования через общее духовное просвещение.
Базовые духовные знания раскрывают перед ребенком
красоту неземную, таинственную, манящую сказочными возможностями и исполнением
заветных желаний. Эта красота призвана вдохновить ребенка
на преображение всего негативного в себе, быть мечтой и путеводной звездой в
его жизни. Беседы о сердце и любви раскрывают значение сердечности и любви,
как основ человеческой жизни, из которых берет начало все созидательное и
благое. Беседы о нравственности учат правилам нравственного поведения, помогают
разобраться ребенку в проявлениях добра и зла. Беседы о воле раскрывают значение
волевых качеств как некой силовой составляющей совершенствования, посредством
которой осуществляется созидательное творчество, достигается красота и гармония, как в человеке, так и окружающем его мире. Беседы о мышлении
предлагают ребенку научиться правильно
пользоваться умом – инструментом познания и
строительства жизни, лучше узнать об особенностях и
возможностях умственной деятельности. Беседы о мудром знакомят ребенка с жизненным опытом человечества,
опытом который пригодится на долгом жизненном пути любому ребенку .
Теперь немного о том, как работать с книгой. Пособие
состоит из 104 бесед-занятий и содержит 168
сказок и
рассказов нравственно-поучительного
характера, а также очень краткие произведения в виде сцен и
эпизодов, которые даны для большей наглядности при пояснении и
обсуждении тем. Пособие универсально: оно может использоваться для воспитания детей младшего школьного возраста, как в
семье, так и школе. При этом многие сказки и рассказы , а также вопросы к ним, ребенок может вполне осилить самостоятельно.
Но все же живое общение с взрослым наставником по своему воздействию на ребенка просто незаменимо.
Каждая беседа-занятие условно разделена на две части.
Первая часть – это некая программа беседы с заготовленным набором тезисов.
Вначале кратко раскрывается смысл затрагиваемых понятий с применением слов и
выражений, доступных для детского понимания. После этого вниманию воспитателя
предлагается ряд направлений для самостоятельных бесед с ребенком ,
которые сопутствуют теме и полнее ее раскрывают. Для упрощения задачи, стоящей
перед воспитателем, эти направления могут быть частично раскрыты и снабжены
рядом пояснений и примеров для ребенка .
Такое программное и обобщенное построение первой
ознакомительной части беседы вполне оправдано: оно поощряет творчество
наставника, способствует тому, чтобы самостоятельная живая беседа с ребенком не превратилась в монотонное и нудное
прочтение материала. С этой частью беседы воспитателю стоит ознакомиться
заранее, чтобы впоследствии занятие протекало динамично, ярко, уверенно по
предварительно спланированному сценарию.
Конечно, большинству воспитателей и особенно
родителям трудно, не подготовившись, «сходу», широко охватить некоторые темы,
удачно подобрать понятные слова для чего-то труднообъяснимого, умело
расставить акценты, и не упустить какой-то ключевой аспект. И
это также учитывалось при написании пособия.
В ознакомительной части иногда встречаются рубрики
под заголовками "Взрослым" и
"Дополнительно". Первая поясняет цель и
воспитательное значение беседы, указывает на некоторые важные моменты работы с
детьми , с которыми желательно ознакомиться
взрослому. Вторая рубрика предназначена для тех детей
и взрослых, кто готов к более углубленным
беседам.
Вторая часть занятия – это одно или несколько кратких,
динамичных и доходчивых
произведений-миниатюр по обсуждаемой теме. Вся сюжетная линия каждого
произведения служит определенной воспитательной задаче, а жанр во многом
определяется темой: это может быть как лирическая сказка ,
трогающая душу, так и правдоподобный,
прагматичный рассказ для ума. Произведения
хорошо запоминаются и легки для
последующего анализа. Усвоению и
закреплению материала также способствуют вопросы в конце произведений, к
большинству из них прилагается в скобках краткий вариант оптимального ответа.
Часть вопросов намеренно выводит ребенка за
рамки сюжета произведения и таким образом
помогает ему найти аналогию в реальной жизни, выработать разумное мнение и отношение, принять самостоятельное
взвешенное решение применительно к окружающей жизни.
Определенную последовательность в расположении
разделов книги (см. Содержание) можно проследить, если сопоставить их названия
со следующим высказыванием: «Восприятие красоты (раздел I) таинственного
сказочного мира (раздел II) восхищает и
пробуждает в сердце любовь (раздел III). С любовью в сердце легко
преображаемся, очищаемся, нравственно возвышаемся (раздел IV) и вдохновляемся на действие и
наполняемся силой и волевым устремлением к
красоте (раздел V). Для успешного про движения к красивой цели надо
уметь правильно и обстоятельно мыслить
(раздел VI) и принимать мудрые взвешенные
решения» (раздел VII).
При разработке пособия ставились следующие задачи:
максимально упростить работу воспитателя, не лишая его творческого подхода; не
утомить ребенка и не злоупотребить его
вниманием; доходчиво обосновать практичность эстетических и
этических норм и законов, максимально передать
ребенку некую базу тех знаний, которые значимы в деле гармоничного развития
человека, которые помогут понять себя и
свое место в жизни и идти по ней верным
путем.
В заключение хотелось бы обратить внимание читателей
на то, что стратегической задачей « философии
для детей »
является упрочнение гуманного, воспитательного направления в педагогике и уменьшение сложившейся диспропорции между
воспитанием и образованием. Сейчас уже для многих очевиден сложившийся перегиб
в сторону «технократического» и сугубо интеллектуального образования, а
педагогическая творческая элита все по-прежнему чрезмерно увлечена
образовательной составляющей педагогики.
Громадный объем преподаваемых детям сухих безжизненных
знаний для ума служит, прежде всего, развитию у них чисто технических навыков.
В этом объеме почти нет места для знаний, которые можно было бы восчувствовать
сердцем, и которые могли бы напитать и отогреть души. Прежде чем возводить
небоскреб из интеллектуальных знаний, надо подумать о нравственном фундаменте,
без которого это нагромождение знаний будет несовершенным, и будет таить в себе
проблемы и даже угрозу для окружающего. Если в XXI веке, мир и порядок по-прежнему,
держится страхом перед наказанием, если без силовых структур он неминуемо
ввергнется в насилие и хаос, значит, что-то было не вложено в души людей.
Значит, под внешним приличием и образованностью нередко скрывается духовная и
нравственная пустота, которую была не в состоянии восполнить интеллектуальная
педагогика со своими веками неизменяемыми подходами к человеку.
Уверен, мир изменился бы к лучшему и стал бы намного
прекраснее, если хотя бы половина стараний и усилий родителей и педагогов была
бы перенаправлена с образования на воспитание, с взращивания отличников и
вундеркиндов на сотворение человека человечного.
Хочется верить, что читатели по достоинству оценят
этот труд, а также с пониманием отнесутся к выраженным в нем нестандартным
воспитательным решениям и приемам. Мне остается лишь пожелать всяческих успехов
в работе с книгой, а также достижения гармонии и взаимопонимания с детьми.
Удачи вам и всего светлого!
М.А. Андрианов
Пять советов родителям по
занятиям с детьми
Ребенок –
это личность, во многом превосходящая взрослого.
Процесс
взросления – это, скорее, раскрытие имеющегося потенциала,
нежели его
накапливание путем опыта и знаний.
1. Проводить
занятие с детьми лучше перед сном, так как:
а) дети
активны, ибо хотят оттянуть время сна;
б) они знают
о предстоящем сне и не думают об играх и других развлечениях;
в) перед
сном у них есть время поразмыслить о беседе;
г) при
засыпании с мыслями о беседе, полученный опыт закладывается в подсознание.
2.
Подытожить беседу и дать определение ее сути в виде краткой, яркой и емкой
фразы-формулы из нескольких слов, к которой можно было бы возвращаться и
впредь, так как:
а)
"свертывание" или "сжатие" объема полученных знаний
способствует синтетичности мышления;
б)
самостоятельно придуманная ребенком формула особо близка его сердцу личными ассоциациями,
а потому запоминаема и доходчива;
в) сжатую
формулу легко надолго запомнить и развернуть знания в случае необходимости;
Желательно,
чтобы ребенок придумывал формулу сам, лишь при незначительной лексической и
смысловой помощи родителей.
3. Придумать
несложный символ беседы, то есть обобщить и сжать информацию в ассоциативный
образ. Предложить ребенку зарисовать его. Рисунок можно подписать
фразой-формулой и вывесить на видное место, так как благодаря этому:
а)
совершенствуется образное творчество;
б)
задействуются возможности и резервы зрительной памяти;
в)
активизируется ассоциативное восприятие, мышление и память;
г)
полученные знания лучше припоминаются.
4. Продумать
и спланировать в течение дня несколько ситуаций, дающих ребенку возможность
использовать знания беседы в деле и закрепить их на практике, так как:
а)
закрепление на практике – наиважнейший способ закрепления знаний, во время
которого происходит сжатие и кристаллизация энергий;
б)
напряженный благодетельный труд, нагнетая энергии, способствует долговременному
и устойчивому отложению полученного опыта в духовном начале человека;
в)
гармоничное сочетание мысли, слов и дела – самый мощный сплав, формирующий нравственный
стержень личности.
5. Не
пользоваться искренностью ребенка для критики. Искренне и уважительно
относиться к мнению ребенка.
Отрицательные
примеры показывать предпочтительно на постороннем, положительные желательно
припоминать из жизни ребенка. Во время беседы лишь делиться своим мнением
Навязанное родительское мнение чаще всего деформирует и травмирует внутренний
мир ребенка. Внутреннее напряжение ребенка, сформированное активным и
беспринципным родительским вмешательством, прорывается почти всегда и, как
правило, через годы. За всяким напряжением следует разрядка. |