Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 27.04.2024, 00:52

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДОШКОЛЬНИКАМ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ [18]
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ [28]
ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ДОШКОЛЬНИКОВ [55]
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ [182]
ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ [101]
ДЕТЯМ О КОСМОСЕ [42]
КРОССВОРДЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ [102]
СОСТАВЛЯЕМ РАССКАЗ ПО КАРТИНКЕ [34]
Главная » Статьи » МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА » ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДЛЯ ГРАМОТНОГО И ПРАВИЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Занятия не только научат  ребенка  размышлять о разных сторонах жизни  и  о свойствах человеческого характера, но  и  значительно утончит его восприятия  и  оценку всего окружающего. Она будет способствовать глубокому проникновению в себя  и  в сложный мир межчеловеческих отношений.

В целом же « Философию   для   детей » можно считать одним из направлений так называемой гуманной педагогики, цель которой – комплексное воспитание гармоничного  и  культурного человека, человека с красивой душой.

Не секрет, что дети получают воспитание крайне разное по своему качеству. Для боль­шей части подрастающего поколения учителем является лишь жизнь, а доступ к получению гра­мотного и правильного воспитания в целях ду­ховно-нравственного становления существен­но ограничен.

Жизненную направленность и судьбу каж­дого ребенка во многом определяют его роди­тели и педагоги, но далеко не все из них спо­собны развить в нем стремление к красоте, вос­питать внутреннюю культуру и облагородить душу. Здесь как раз тот случай, когда одного искреннего желания воспитать человека явно недостаточно.

В целом родители заняты материальным обустройством жизни. Их благие и высокие по­буждения относительно воспитания, как пра­вило, не наполнены делами, не опираются на постоянный, умелый и систематический труд. Родители, в сущности, мало сведущи в вопросах воспитания и детской психологии, воспитыва­ют не целенаправленно и планомерно, а спон­танно, от случая к случаю, по своему разуме­нию и настроению. При недостаточной работе с детьми воспитание постепенно обретает насильственно-принудительный характер. При этом, как правило, плохо используется профилактический потенциал воспитания, когда комплекс знаний, своевременно вложенных в сознание ребенка упреждает, тормозит и нейтрализует большинство негативных желаний и устремлений. Взрослыми не редко забывается, что только качественная передача взаимосвязанных, обстоятельных и обоснованных духовно-нравственных знаний, дает им впоследствии моральное право требовать и ожидать от ребенка обдуманного поведения, а также красоты и разумности в мыслях и чувствах.

Здесь стоит отметить удивительную недальновидность некоторых родителей. В каждодневной жизни они способны трезво рассчитать свои финансовые и материальные выгоды, выискать пути к большим доходам и экономии средств. И при этом, из их поля зрения зачастую ускользают гигантские выгоды и дивиденды от личных сердечных вложений в грамотное, поэтапное, системное воспитание ребенка. Сколько тысяч долларов стоят тысячи дней, проведенных в теплой семейной атмосфере, наполненной гармонией, радостью, взаимопониманием, токами прекрасных чувств и мыслей? Во сколько оценить десятилетия уютной старости, обласканной искренней любовью, вниманием и заботой умело воспитанных детей? Может быть, сотворение прекрасного в человеке – это своеобразный процесс высокого искусства, создание родителем бесценного, радующего душу произведения для себя, для близких, для потомков?

Хорошо, если волею судьбы или по стече­нию обстоятельств ребенку повезет и настав­ники, выводящие его в жизнь, окажутся ответ­ственными воспитателями и культурными людьми, на которых можно равняться и с кого можно брать пример. А если нет? Что тогда? От кого ребенку получать возвышенные знания и науку о человечности? Кто с ранних лет под­ведет его к прекрасному, поможет утонченно чувствовать и воспринимать окружающее, на­учит ценить добро, глубоко понимать людей и свой внутренний мир? Кто сможет умелым воспитанием сделать душу ребенка невосприимчивой к различным формам безобразия и выработать в нем стойкое отвращение к уродливым явлениям жизни? Как помочь ребенку восполнить нехватку извечных и край­не необходимых общечеловеческих знаний?

Немало родителей, решивших взяться за воспитание детей всерьез и надолго, часто стал­киваются с рядом существенных затруднений. Многомесячное, планомерное и целенаправ­ленное воспитание без серьезной подготови­тельной работы и затрат времени – задача труд­ноосуществимая. Необходимо составить про­грамму, набросать тезисы к каждой воспита­тельной беседе, найти и подобрать к ней ма­лые литературные произведения, примеры из жизни, суметь широко раскрыть затрагивае­мую тему, объясняя порой сложные категории доходчиво, лаконично, увлекательно. Но мно­гие ли родители, будучи занятыми людьми, го­товы и способны справиться с такой задачей? Готовы ли они пожертвовать свободным временем и каждодневно прилагать усилия в этом направлении?..

Каждый ребенок с самого раннего возрас­та сердцем прекрасно отличает красоту от бе­зобразия. Это не трудно увидеть по чувству ви­ны, сочувствию и прочим проявлениям. Не вос­пользоваться врожденным чувством красоты и не развить его – является недопустимой ха­латностью со стороны воспитателя. Ведь имен­но это чувство, будучи развитым, дает стойкое неприятие и оттор­жение всего безобразного и на протяжении всей жизни побуждает нас к человечности и культурным проявлениям.

И все же для постоянства и упорства в воплоще­нии идей блага в жизнь, чувства красоты было бы недостаточно. Требуется еще устремляющая сила веры, убежденности, правоты, которая возникает благодаря осознанию, когда знания, будучи прочувствованными, проникают до глубины души и тем самым привносят в нее новые элементы и возможности. Для развития воли устремляющей к добру, для формирования прочного нравственного стержня и иммунитета от всего негативного требуется не только осмысление и принятие знаний к сердцу, но и их закрепление путем практического применения в каждод­невной жизни. Теоретические достижения без закалки, через практику и жизненный труд, всегда оказываются недолговечными и неэффективными.

Люди, умеющие познавать мир через ощу­щения, имеющие развитое интуитивное вос­приятие окружающего, несомненно, согласят­ся с тем, что принятые человечеством мораль­ные принципы, нормы и правила, а также нрав­ственные убеждения берут начало в неком скрытом духовном бытии, в сфере незримой ре­альности, где сосредоточены абсолютные Кра­сота, Истина, Добро. Подсознательное памятование об этих абсолют­ных прототипах толкает человека к неустан­ному поиску и воплощению прекрасного на земле, а желание «быть в ладах со своей душой» заставляет его следовать по жизни, стараясь соблюсти писаные и непи­саные законы и правила морали.

Без рас­смотрения скрытых основ жизни лежащих в облас­ти духовного бытия, а также без раскрытия перед ребенком причин, возможных последствий и перспек­тив, знание о добре и зле окажется неполным, будет казаться отвлеченным и частично лишенным смысла. Убедить ребенка в исключительной практичности и жизненной необходимости любви, добра, и других нравственных катего­рий, вдохновить его на действенное стремление и служение красоте, можно лишь проведя линию жизни за пределы ограниченного физического существования, туда, где каждого достойного ждет таинственный наполненный чудесами и возможностями сказочный непреходящий мир. Это очень важная предпосылка воспитания. Известно, что старания во имя чего-то краткого и скоротечного, так или иначе, обесцениваются и кажутся малозначимыми и бессмысленными. Самосовершенствование для жизни в сказочной вечности несравненно более привлекательно для любого человека, чем совершенствование ради десятилетий земной жизни, уже к тому же известной своими трудностями  и  ограничениями.

Желание  ребенка  когда-нибудь достигнуть красот Высшего мира является, по сути, единственным стимулом для его длительной  и  кропотливой работы над собой. Этому желанию очень способствует «не закрытое» толщей интеллекта подсознание. Именно «не выключенная» до конца память души помогает  ребенку  без устали рваться к утерянной  сказке   и  порой искренне верить в самое невероятное. Но стремление к далекой идеальной жизни, способствующее духовно-нравственному росту, легко уязвимо. Оно подавляется и вытесняется взращиванием у  ребенка  жажды к близким и видимым земным благам, навязыванием небесспорных и весьма условных обывательских формул земного успеха и счастья. Под давлением взрослого рассудка и воли, высокая мечта разменивается на пустяки и превращается в мелкие и будничные мечтания, а понятие о счастье приобретает приземленные житейские очертания.

Могут ли вдохновить ребенка на тяжелый непрекращающийся подвиг самосовершенствования временные земные радости и утехи, которые к тому же добываются огромными трудозатратами? Романтика, мечтателя и идеалиста коим является ребенок, вряд ли может по-настоящему увлечь земной "свет в беспросвет­ности". Скорее всего, попав в сети взрослой ограниченной рассудительности, ребенок просто пе­рестанет летать душой. Нагруженный не по го­дам взрослым реализмом, он внутренне сломается, смирится и примет чуждое ему взрослое мировосприятие. Потом последует погружение в обыденность, в которой будут выискиваться для себя мел­кие радости, и мало-помалу произойдет насыщение абсолютным злом – разру­шительным эгоизмом.

Некоторая категория людей, выступая за нравственное воспитание, в то же время упорно пре­небрегают духовным образованием. Эти лю­ди предпочитают обойти молчанием область духовных знаний человечества, которые по сути дела легли в основу общечеловеческой мо­рали, обуздали дикие нравы прошлых времен, на тысячелетия сформировали нравственные устои в общественных отношениях. Их не за­ботит, что изъятие из воспитания духовной со­ставляющей, схоже с беспечным строитель­ством дома на песке. Ведь возведенная таким образом бездуховная нравственность окажет­ся непрочной, шаткой и не выдержит испыта­ния временем. К сожалению, рамки данной книги не позволяют полноценно осветить за­коны духовного бытия. К тому же эта область требует особо деликатного подхода и рассмот­рения. Лишь там, где это необходимо и важно в воспитательных целях, где нравственные тре­бования должны быть укреплены практичнос­тью, приводятся пояснения в виде обобщенных и сжатых духовных знаний.

Следует особо отметить, что разделы бесед тесно взаимосвязаны, и разме­щены в строго определенной последовательнос­ти. Беседы о красоте учат видеть и ценить красо­ту и избегать безобразия. Беседы о Высшем раскрывают смысл самосовершенствования через общее ду­ховное просвещение. Базовые духовные знания раскрывают перед  ребенком  красоту неземную, таинственную, манящую сказочными возможно­стями и исполнением заветных желаний. Эта кра­сота призвана вдохновить  ребенка  на преображе­ние всего негативного в себе, быть мечтой и путе­водной звездой в его жизни. Беседы о сердце и любви раскрывают значение сердечности и люб­ви, как основ человеческой жизни, из которых берет начало все созидательное и благое. Беседы о нравственности учат правилам нравственного поведения, помогают разобраться  ребенку  в про­явлениях добра  и  зла. Беседы о воле раскрывают значение волевых качеств как некой силовой со­ставляющей совершенствования, посредством которой осуществляется созидательное творче­ство, достигается красота  и  гармония, как в чело­веке, так  и  окружающем его мире. Беседы о мыш­лении предлагают  ребенку  научиться правильно пользоваться умом – инструментом познания  и  строительства жизни, лучше узнать об особенно­стях  и  возможностях умственной деятельности. Беседы о мудром знакомят  ребенка  с жизненным опытом человечества, опытом который пригодит­ся на долгом жизненном пути любому  ребенку .

 

Теперь немного о том, как работать с книгой. Пособие состоит из 104 бесед-занятий  и  содержит 168  сказок   и   расска­зов  нравственно-поучительного характера, а также очень краткие произведения в виде сцен  и  эпизодов, которые даны для большей наглядности при пояснении  и  обсуждении тем. Пособие универсально: оно может использо­ваться для воспитания  детей  младшего школьного возраста, как в семье, так  и  школе. При этом многие  сказки   и   рассказы , а также вопросы к ним,  ребенок  может вполне осилить самостоятельно. Но все же живое общение с взрослым наставником по своему воздействию на  ребенка  просто незаменимо.

Каждая беседа-занятие условно разделена на две час­ти. Первая часть – это некая программа беседы с заготовленным на­бором тезисов. Вначале кратко раскрывается смысл зат­рагиваемых понятий с применением слов и вы­ражений, доступных для детского понимания. После этого вниманию воспитателя предлагается ряд направлений для са­мостоятельных бесед с  ребенком , которые со­путствуют теме и полнее ее раскрывают. Для упрощения задачи, стоящей перед воспитате­лем, эти направления могут быть частично раскрыты и снабжены рядом пояснений и примеров  для   ребенка .

Такое программное и обобщенное построение первой ознакомительной части беседы вполне оправдано: оно поощряет творчество наставника, способствует тому, что­бы самостоятельная живая беседа с  ребенком  не превратилась в монотонное и нудное про­чтение материала. С этой частью беседы воспитателю стоит ознакомиться заранее, чтобы впоследствии занятие протекало динамично, ярко, уверенно по предварительно спланированному сценарию.

Конечно, большинству воспитате­лей и особенно родителям трудно, не подгото­вившись, «сходу», широко охватить некоторые темы, удачно подобрать понятные сло­ва для чего-то труднообъяснимого, умело расставить акценты, и не упустить какой-то ключевой аспект.  И  это также учитывалось при написании пособия.

В ознакомительной части иногда встречаются руб­рики под заголовками "Взрослым"  и  "Допол­нительно". Первая поясняет цель  и  воспитательное значение бе­седы, указывает на некоторые важные моменты работы с  детьми , с которыми желательно ознакомиться взрослому. Вторая рубрика предназначена для тех  детей   и  взрослых, кто готов к более углубленным беседам.

Вторая часть занятия – это одно или несколько кратких, динамичных  и  доходчивых произведений-миниатюр по обсуждаемой теме. Вся сюжетная линия каждого произведения служит определенной воспитательной задаче, а жанр во многом определяется темой: это может быть как лири­ческая  сказка , трогающая душу, так  и  правдо­подобный, прагматичный  рассказ  для ума. Произведения хорошо запоминаются  и  легки для последующего анализа. Ус­воению  и  закреплению материала также спо­собствуют вопросы в конце произведений, к большинству из них прилагается в скобках краткий вариант оптимального ответа. Часть вопросов намеренно выводит  ребенка  за рам­ки сюжета произведения  и  таким образом помогает ему найти аналогию в реальной жизни, выработать разумное мне­ние  и  отношение, принять самостоятельное взвешенное решение приме­нительно к окружающей жизни.

Определенную последовательность в расположении разделов книги (см. Содержание) можно проследить, если сопоставить их названия со следующим высказыванием: «Восприятие красоты (раздел I) таинственного сказочного мира (раздел II) восхищает  и  пробуждает в сердце любовь (раздел III). С любовью в сердце легко преображаемся, очищаемся, нравственно возвышаемся (раздел IV)  и  вдохновляемся на действие  и  наполняемся силой  и  волевым устремлением к красоте (раздел V). Для успешного про движения к красивой цели надо уметь правильно  и  обстоятельно мыслить (раздел VI)  и  принимать мудрые взвешенные решения» (раздел VII).

При разработке пособия ставились следующие задачи: максимально упростить работу воспитате­ля, не лишая его творческого подхода; не уто­мить ребенка  и  не злоупотребить его внимани­ем; до­ходчиво обосновать практичность эс­тетических  и  этических норм  и  законов, максимально пере­дать ребенку некую базу тех знаний, которые значимы в деле гармо­ничного развития человека, которые помогут понять себя  и  свое место в жизни  и  идти по ней верным путем.

В заключение хотелось бы обратить внимание читателей на то, что стратегической задачей « философии   для   детей » является упрочнение гуманного, воспитательного направления в педагогике  и  уменьшение сложившейся диспропорции между воспитанием и образованием. Сейчас уже для многих очевиден сложившийся перегиб в сторону «технократического» и сугубо интеллектуального образования, а педагогическая творческая элита все по-прежнему чрезмерно увлечена образовательной составляющей педагогики.

Громадный объем преподаваемых детям сухих безжизненных знаний для ума служит, прежде всего, развитию у них чисто технических навыков. В этом объеме почти нет места для знаний, которые можно было бы восчувствовать сердцем, и которые могли бы напитать и отогреть души. Прежде чем возводить небоскреб из интеллектуальных знаний, надо подумать о нравственном фундаменте, без которого это нагромождение знаний будет несовершенным, и будет таить в себе проблемы и даже угрозу для окружающего. Если в XXI веке, мир и порядок по-прежнему, держится страхом перед наказанием, если без силовых структур он неминуемо ввергнется в насилие и хаос, значит, что-то было не вложено в души людей. Значит, под внешним приличием и образованностью нередко скрывается духовная и нравственная пустота, которую была не в состоянии восполнить интеллектуальная педагогика со своими веками неизменяемыми подходами к человеку.

Уверен, мир изменился бы к лучшему и стал бы намного прекраснее, если хотя бы половина стараний и усилий родителей и педагогов была бы перенаправлена с образования на воспитание, с взращивания отличников и вундеркиндов на сотворение человека человечного.

Хочется верить, что читатели по дос­тоинству оценят этот труд, а также с понима­нием отнесутся к выраженным в нем нестандар­тным воспитательным решениям и приемам. Мне остается лишь пожелать всяческих успехов в работе с книгой, а также достижения гармонии и взаимопонимания с детьми.

Удачи вам и всего светлого!

М.А. Андрианов

 

Пять советов родителям по занятиям с детьми

Ребенок – это личность, во многом превосходящая взрослого.

Процесс взросления – это, скорее, раскрытие имеющегося потенциала,

нежели его накапливание путем опыта и знаний.

 

1. Проводить занятие с детьми лучше перед сном, так как:

 

а) дети активны, ибо хотят оттянуть время сна;

б) они знают о предстоящем сне и не думают об играх и других развлечениях;

в) перед сном у них есть время поразмыслить о беседе;

г) при засыпании с мыслями о беседе, получен­ный опыт закладывается в подсознание.

 

2. Подытожить беседу и дать определение ее сути в виде краткой, яркой и емкой фразы-формулы из нескольких слов, к которой можно было бы возвращаться и впредь, так как:

 

а) "свертывание" или "сжатие" объема получен­ных знаний способствует синтетичности мыш­ления;

б) самостоятельно придуманная ребенком фор­мула особо близка его сердцу личными ас­социациями, а потому запоминаема и доход­чива;

в) сжатую формулу легко надолго запомнить и развернуть знания в случае необ­ходимости;

Желательно, чтобы ребенок придумывал формулу сам, лишь при незначительной лексической и смысловой помощи родителей.

 

3. Придумать несложный символ беседы, то есть обобщить и сжать информацию в ассоциативный образ. Предложить ребенку зарисовать его. Рисунок можно подписать фразой-формулой и вывесить на вид­ное место, так как благодаря этому:

 

а) совершенствуется образное творчество;

б) задействуются возможности и резервы зритель­ной памяти;

в) активизируется ассоциативное восприятие, мышление и память;

г) полученные знания лучше припоминаются.

 

4. Продумать и спланировать в течение дня не­сколько ситуаций, дающих ребенку возмож­ность использовать знания беседы в деле и зак­репить их на практике, так как:

 

а) закрепление на практике – наиважнейший способ закрепления знаний, во время которого происходит сжатие и кристаллизация энергий;

б) напряженный благодетельный труд, нагнетая энергии, способствует долговременному и устойчивому отложению полученного опыта в духовном начале человека;

в) гармоничное сочетание мысли, слов и дела – самый мощный сплав, формирующий нрав­ственный стержень личности.

 

5. Не пользоваться искренностью ребенка для критики. Искренне и уважительно относиться к мнению ребенка.

 

Отрицательные примеры показывать предпоч­тительно на постороннем, положительные же­лательно припоминать из жизни ребенка. Во время беседы лишь делиться своим мнением Навязанное родительское мнение чаще всего деформирует и травмирует внутренний мир ре­бенка. Внутреннее напряжение ребенка, сфор­мированное активным и беспринципным ро­дительским вмешательством, прорывается по­чти всегда и, как правило, через годы. За вся­ким напряжением следует разрядка.

Категория: ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ | Добавил: admin (18.05.2011)
Просмотров: 3492 | Теги: эстетическое воспитание детей, беседы с дошкольниками, философия для детей, работа с одаренными детьми, занятие в детском саду, детсад, методисту ДОУ | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru