Культура – это достижения людей на основании красоты (лучшие дела людей, сделанные с
любовью к красоте); все лучшее и прекрасное, что создается людьми, чтобы мир
вокруг стал красивее. Культура человека проявляется в его стремлении к
красоте (всегда и во всем).
° Разнообразие внешних проявлений, форм культуры.
Желательно показать и дать прослушать ребенку яркие и
впечатляющие произведения мировой культуры
° Граница между культурой и "некультурой"
проходит между прекрасным и обыденным.
Сравнение культурных творений с тем, что к таковым не
относится. Красивое стихотворение и считалка; красивая музыка и насвистывание
песенки, красивая картина и реклама и т.п. Поочередный показ (прослушивание)
произведений культуры с изображениями (прослушиванием) "ширпотреба".
á[?] Стоит старый полуразрушенный дворец, который
когда-то давно люди старались сделать самым красивым и неповторимым. А
недалеко стоит новый обыкновенный высокий дом, в котором живут люди.
– Можно ли отнести к культуре старый полуразрушенный
дворец и новый жилой дом? Почему?
– Что надо сделать при строительстве жилого дома,
чтобы он мог относиться к культуре? (Постараться при строительстве сделать его
как можно красивее и неповторимее).
° Внутренняя культура человека.
Культура человека исходит из его внутренней красоты,
она зарождается в сердце, которое очень любит все прекрасное и дорожит им.
Человек, имеющий внутреннюю культуру, старается постоянно и во всем (в мыслях,
словах, поступках) соответствовать красоте.
Культурный человек любит культуру и стремится сердцем
к красоте и прекрасному. Культурный человек хочет изменить себя в хорошую
сторону, сделать себя лучше и красивее душой.
Культурный человек не просто любит красоту, но и,
прежде всего, трудится, чтобы сделать красивее самого себя и мир вокруг себя
(действует во имя красоты). Даже маленький ребенок может быть культурным, если
ему не только нравится красота, но и он сам хочет быть лучше и старается сделать
что-то хорошее и красивое для других людей.
° О мыслях и поступках культурных и просто хороших.
Культурные мысли и поступки не просто хороши, но,
самое главное, они должны нравиться и быть красивыми для других людей.
á[?] Какие следующие поступки культурные, а какие
просто хорошие и почему? Посадить елочку во дворе для детей. (Люди посчитают
это красивым, а значит, культурным поступком). Посадить яблоню у себя на даче,
чтобы потом собирать урожай яблок. (Поступок хороший, так как приложен труд и
старания, но люди его не посчитают красивым). Сравните: Мальчик построил шалаш
для любимой игры в индейцев и будку для бездомных щенят...
Один ребенок строит из песка замок, украшает его
палочками и камнями, старается, чтобы он был красивым и радовал собой
окружающих, а другой приходит и начинает все ломать и рушить. Кто из них
поступает культурно и кто некультурно?
° Различие между цивилизованностью и культурностью.
Цивилизованность общества и человека определяется
материальным уровнем жизни и качеством образования. Культура определяется
степенью развития врожденного и воспитанного чувства красоты в человеке.
Человек может быть образованным, жить в богатой стране и быть некультурным. А
может быть неграмотным, жить в бедной стране и, при этом, быть культурным, то
есть всегда и во всем стремиться к красоте.
Дом высокой культуры
Каждый раз, прогуливаясь по городу, Сергей с интересом
читал всякие вывески и надписи на магазинах. И вот однажды, возвращаясь из
кино домой, он заметил на одном старом многоэтажном доме совсем маленькую
табличку с непонятной надписью: "Дом высокой культуры". Сергею
всегда и все было интересно, и потому он решил на минутку зайти через ворота
во двор дома и узнать, что же это такое "высокая культура".
Зайдя в приоткрытые ворота, он сразу же поднял голову
и стал высматривать вверху эту самую "высокую культуру". Но, кроме
веток и электрических проводов, он наверху совсем ничего не увидел. Когда же
он опустил глаза, то вдруг от неожиданности и удивления даже немного
присвистнул: – Вот это да, ничего себе, – подумал Сергей. Такого красивого двора
он еще ни разу в жизни не видел. Всюду было очень чисто, много цветов, деревьев,
не двор, а настоящий сад. Неподалеку несколько детей сажали кусты, они
заметили Сергея и поздоровались с ним, а одна девочка положила лопату и подошла
к нему.
– Ты, наверное, первый раз в нашем дворе? – спросила
она его.
– Ага, – произнес Сергей.
– Меня зовут Настя, если хочешь, я покажу тебе весь
наш двор, пойдем со мной.
Сергей немного удивился вежливости, дружелюбию совсем
незнакомой девочки и пошел следом за ней.
По дороге Сергей заметил во дворе много необычного.
Среди деревьев он увидел большую беседку со старыми шторами, перед которой
стояло много скамеек, и спросил про нее у Насти.
– А зачем вам занавески на беседке и столько скамеек?
– Это наш театр. По субботам и воскресеньям мы
показываем взрослым придуманные сказки или показываем кукольные спектакли.
– А почему у вас в беседке магнитофон?
– А это у нас по вечерам музыка бывает. Мы часто
здесь танцуем, а кто не хочет танцевать, играет, а заодно слушает музыку.
Вот здорово придумали, – подумал Сергей и только
сейчас заметил, что вдоль всей стены дома между подъездами висят детские
картины и рисунки. Картин было так много, что их даже трудно было сосчитать.
– А почему у вас на доме столько картин висит? –
спросил Сергей.
– Это наша выставка, мы ее делали немножко для себя,
но в основном для наших родителей и остальных взрослых. Наши папы и мамы, идя
на работу или с работы, любуются нашими картинами. От этого у них настроение
поднимается и усталость забывается. Это лучше, чем когда картины в альбоме
хранятся или в комнате висят.
– А почему у вас так низко скворечники висят, что до
них можно рукой дотянуться?
– Так ведь у нас свои дворовые птицы, мы их не
обижаем, заботимся о них, вот они и стали совсем ручными и прямо из наших рук
клюют. Вот посмотри.
Настя достала из маленького ящичка у дерева кусок
хлеба, накрошила его на ладонь, выставила руку вперед и стала птиц звать: –
Гули-гули-гули. И сейчас же из всех скворечников стали слетаться птицы. Они
садились Насте на плечи, на руки и клевали хлебные крошки прямо с ладони. А из одного
скворечника вдруг вместо птиц выскочили две белки, которые тоже спустились по
дереву к Насте за едой.
– Сергей, достань, пожалуйста, из ящика семечки для
белок, – попросила Настя.
– Ничего себе. У вас, оказывается, даже белки во дворе
живут, – сказал Сергей и достал из ящика семечки.
Белки, держась задними лапками за дерево, передними
брали с ладони Сергея семечки и ловко грызли, выкидывая шелуху.
– У нас не только белки живут, – улыбнулась Настя. –
Вон там, за маленьким заборчиком, у нас кролик, козленок и две утки живут. А
еще у нас общие игрушки, книги, – сказала Настя.
– Как это общие? – удивился Сергей.
– Пойдем, я тебе все покажу.
Настя бросила оставшиеся крошки на землю, сняла с себя
птиц и повела Сергея в подъезд. Подъезд тоже оказался красивым, в горшках
росли цветы, на стенах были нарисованы герои разных мультфильмов, а на
маленьком столике стояла клетка с попугаем. Настя своим ключом открыла какую-то
дверь на первом этаже и завела Сергея в большую комнату, которая чуть ли не до
потолка была заставлена игрушками. Игрушки, как в магазине, аккуратно стояли на
полках, а у одной стены стояли три больших шкафа с детскими книжками. Одних велосипедов
Сергей насчитал аж целых двенадцать штук, от самого маленького, до самого
большого, а сколько кукол, машин, мячей, самокатов, санок и роликовых коньков
– было даже не сосчитать.
– А кто это вам столько игрушек купил? – спросил
Сергей, оглядывая комнату.
– Это мы все свои игрушки и
книжки из дому принесли сюда, вот и
получилось так много, – ответила Настя. – Каждый из детей ,
кто приносит сюда все свои игрушки и
книжки, получает свой ключ от комнаты и может пользоваться всем чем угодно.
– Вот это да, – подумал Сергей, – как будто я в
красивую сказку попал, почему же в
остальных дворах все по-другому? Тут Сергей с сожалением вздохнул, потому что
он вдруг вспомнил о своем дворе с поломанными и скрипучими качелями,
выпачканными скамейками и грязным песком в песочнице.
Выйдя во двор, Сергей еще раз огляделся вокруг себя и
подумал:
– Вот красота-то какая, из такого двора и уходить не
хочется.
Во дворе одни дети сажали кусты, другие плескались в
надувном бассейне, а третьи кормили кролика и козленка капустой, а двое ребят
даже украшали ветками с листьями фонарный столб, чтобы он тоже был похож на
дерево. Сразу было видно, что каждый в этом дворе с удовольствием делал что-то
хорошее и полезное для других и старался придумать необычное и интересное,
чтобы жизнь вокруг стала красивее.
Долго Сергей не решался задать свой вопрос, но под
конец не вытерпел и спросил Настю:
– А можно ли мне к вам во двор приходить?
– Конечно, приходи – ответила Настя. – Но у нас во
дворе есть одно главное правило: перед тем как играть и веселиться каждый
должен подумать и сделать для двора и других людей что-нибудь нужное и
красивое.
– Да это я запросто, – обрадовался Сергей. – Я много
могу разного придумать и сделать.
После этого дня Сергей ежедневно приходил в новый
двор. Но играть он не спешил. Куда больше ему нравилось работать сообща с
другими детьми. Ведь всем известно, что когда занят любимой, увлекательной и
интересной работой, то об игре и отдыхе можно даже и не вспомнить.
Сперва Сергей помогал копать яму для маленького пруда,
в котором должны были плавать рыбы. Потом вместе с другими детьми
он строил возле песочницы небольшой замок с башнями из камней и глины. А еще
участвовал в раскраске дверей подъездов и
рисовал на них орнамент из цветов с листьями. Но больше всего Сергею нравилась
его собственная выдумка. Он лепил из глины фигурки гномов, раскрашивал их, а
потом расставлял под кустами или же рассаживал их на ветках деревьев. Получалось
как в настоящей сказке . Еще Сергей очень
любил вечер, потому что вечером во дворе зажигали лампочки и
начинались детские спектакли для взрослых или маскарады с танцами и веселыми
играми. Домой Сергей часто приходил очень поздно, но он был счастлив, потому
что ему очень нравилось вместе с другими детьми
делать жизнь чуточку красивее, лучше и интереснее.
Теперь Сергей лучше всех знал, что значат слова
"высокая культура" и что значит жить среди культурных людей. Часто
перед сном он подолгу не засыпал, а мечтал о завтрашнем дне, о том, как еще
лучше украсить жизнь и принести радость и пользу другим людям.
[?] – Почему двор был таким красивым, интересным и
необычным? (В нем жили культурные дети).
– Когда людей называют культурными? (Не только любят
красоту, но становясь лучше сами, создают красоту вокруг себя).
– Вам все равно, с кем жить: среди культурных людей
или некультурных?
– Что будет, если в дом высокой культуры переедут жить
некультурные дети, которым красота почти не нужна?
– Вы бы отнесли все свои игрушки и книжки в комнату
для общих игрушек или захотели бы ничего не отдавать и играть только своими
игрушками?
– Если человек живет в чистоте и наводит в доме
порядок, это значит, что он культурный? (Аккуратный, но это вовсе не значит,
что у него культурный и богатый внутренний мир).
– Можно ли назвать человека культурным, если ему лишь
нравится красота? (Нет, смотреть на красоту мало, надо еще становиться лучше и
что–то для этого делать).
|