Взрослым:
человеческие представления о любви довольно сильно разнятся. Нередко любовь (радость
безусловной отдачи себя на бескорыстное и самоотверженное служение) ставится на
одну ступень с привязанностью или бурной безумной страстью, когда за яркими
эмоциями и переживаниями кроются слабо осознаваемые желания и интересы эгоистичного
свойства, а также самопожертвование с оговорками и условиями для себя.
Профанация наиважнейшего высокого чувства, желание низвести его, приспособив
под свои пристрастия и понимание, лишает его притягательности и красоты.
Затасканное
в обиходе и суете понятие любви, как правило, не может привлечь внимания
ребенка и восхитить его. Так, знакомство с мощным возвышающим и ведущим
чувством, способным перерождать и одухотворять человека, откладывается на
неопределенные годы, а красноречивой нормой детского отношения к любви
становится насмешливое "жених и невеста...", надписи на заборах и
т.п. Цель беседы – привлечь внимание ребенка к особой красоте, силе и героизму
любви. Сердца детей особо отвечают на героизм. А любовь, облаченная в героизм,
легко может стать внутренним ориентиром и идеалом, ведущим по жизни.
Любовь
– это сильное желание приносить радость, пользу и добро любимому человеку; это
когда человек счастлив, потому что может быть рядом с любимым и помогать ему.
Любить – значит, не думать о себе и почти забыть о своих желаниях, быть
готовым все доброе, красивое, лучшее отдать своему любимому (жить для него).
° Любовь воспевалась всегда и у всех народов, как самое
красивое и сильное чувство...
° Любовь творит чудеса, преображая и облагораживая
человека.
Когда
в сердце вспыхивает любовь, каждый человек (даже плохой) становится лучше. От
любви в человеческом сердце пробуждаются все лучшие чувства и качества
(вспыхивают с новой силой), человек меняется (в лучшую сторону), и многим вокруг
кажется это чудом. Поэтому говорят, что любовь творит чудеса...
° Любовь вдохновляет на сильные и красивые действия.
Героизм любви.
Любовь
вдохновляет (вдыхает в сердце красивые возвышенные желания) на красивые
поступки, и человек легко совершает самые смелые геройские поступки и подвиги.
á Как пример: слабая женщина и в то же время сильная любовью мать...
° Любовь разнится по силе и качеству. Любовь на словах
и на деле. Любовь всегда деятельна, если она не подтверждена делами – она
мертва.
Если
человек говорит, что любит, это еще не значит, что он любит по-настоящему.
Сказать "я люблю" может каждый. Но настоящая любовь видна в делах и
поступках человека (подтверждается делами). Если человек любит по-настоящему,
то все время вспоминает и думает, и скучает о любимом, без любимого ему очень
тяжело, грустно и одиноко жить.
° Любовь наполняет человека особой радостью, одаривает
счастьем.
Влюбленный
человек больше всего на свете боится потерять свою любовь (разлюбить), потому
что любовь дает ему особую сильную радость и ощущение огромного счастья. Он
готов отдать все самое лучшее на свете, чтобы продолжать любить. Самая лучшая
и веселая жизнь без любимого человека безрадостна и кажется ужасной и скучной.
Дополнительно:
об огромной значимости и красоте любви прекрасно говорят приведенные выдержки,
которые можно обсудить с ребенком. "Если я говорю языками человеческими,
но любви не имею, то я становлюсь подобным меди звенящей или кимвалу
бряцающему. Если я имею дар пророчества и знаю все тайны, и обладаю всей
мудростью, и веру имею мощную, как ураган, который горы сдвигает, но любви не
имею, – то я ничто".
"Любовь
терпелива, любовь добра. Любовь не завидует, не творит зла, не гордится, не
знает грубости и корысти, не спешит гневаться, не замышляет дурного, не
радуется неправде, но наслаждается истиной. Любовь все покрывает, всему верит,
всегда надеется, любовь все переносит, никогда не прекращается...". (Из
апокрифического Евангелия от ессеев; аналогичное, но более сложное для ребенка
высказывание Апостола Павла, 1 Кор 15.1–8 )
° Любовь, не замечающая недостатков в любимом (полное
слияние и растворение сознания в любимом), выше любви прощающей (подмечающей
то, что надо прощать).
Фиалка
и Подснежник
Прошла
зима. Еще кое-где оставался лежать снег, а среди молодой травы уже стали
появляться первые цветы. Рядом с белым Подснежником показался маленький
росток. Он рос с каждым днем все выше и выше, пока не превратился в красивый
фиолетовый цветочек. Это была Фиалка. Проснувшись, она раскрыла свои лепестки и
стала с удивлением и восторгом осматриваться. Сначала она увидела
нежно-голубое небо с плывущими по нему облаками. Потом долго смотрела на теплое
яркое солнце, проглядывающее через деревья. И вдруг рядом с собой она заметила
прекрасный белый цветок.
–
Как тебя зовут? – спросила она своего соседа.
Белый
цветок повернул свои лепестки. Он увидел Фиалку и был изумлен ее красотой.
–
Я Подснежник, – ответил белый цветок и тут же добавил, – ты такая красивая,
давай дружить!
–
Давай! – согласилась Фиалка. И с этой минуты они стали неразлучными друзьями.
Каждый
день теперь для них обоих был радостным и счастливым. Подснежник и Фиалка
часто шелестели о чем-то друг другу, любили вместе пить капли дождя и подолгу
дышали теплым весенним ветром. По ночам, когда становилось прохладно,
Подснежник травинками укрывал Фиалку и старался согреть ее своими листочками.
А Фиалка одаривала друга нежным ароматом своих лепестков.
Но
однажды рано утром, когда солнце еще не успело взойти и пробудить цветы,
произошла одна неприятная история. Фиалка проснулась от какого-то хруста и
непонятного шелеста. Рядом с Подснежником она увидела большую прожорливую
Гусеницу, которая медленно подползала к листьям Подснежника, чтобы ими
полакомиться.
–
Что же мне делать, – думала Фиалка. Не зная чем помочь своему другу, она
сильно волновалась и переживала.
И
вдруг она, обрадовавшись, наклонилась к Гусенице и быстро протянула ей
навстречу свои листочки. Было очень больно, а Фиалка терпела. Она не пыталась
убрать лепестки, а мечтала лишь о том, чтобы Гусеница поскорее наелась и не
стала трогать ее друга.
Когда
Подснежник проснулся, Гусеницы уже не было, наевшись, она уползла. Он
повернулся к Фиалке и вдруг с ужасом увидел, что у нее не стало двух
фиолетовых лепестков, а все ее листья наполовину изъедены.
–
Какой ты стала безобразной и уродливой, ты, наверно, заболела, – прошелестел
Подснежник. – Мне больше совсем не хочется с тобой дружить. Он отвернулся от
нее и постарался поскорее о ней забыть.
Фиалка
ничего не ответила. Посмотрев на остатки своих листьев, она лишь горько
заплакала. Удивительно, но Фиалка совсем не обиделась на своего друга. Он
по-прежнему был для нее самым лучшим на свете.
–
Пусть лучше он не знает, что случилось, – думала она, – зачем я буду портить
ему настроение своим видом.
Теперь
она старалась расти рядом незаметно и не попадаться Подснежнику на глаза. Из
травы она лишь молча глядела на своего любимого друга. Всякий раз, когда
Подснежник поворачивался в ее сторону, она, чтобы его не испугать, поскорее
наклонялась и пряталась среди травы.
Как-то
раз на поляне появилась маленькая Девочка, которая собирала букет. Подснежник
и все остальные цветы стали скрываться от девочки в траве и прижиматься к
земле. Не пряталась только одна Фиалка. Она, наоборот, сильно вытянулась вверх
и как можно шире раскрыла свои оставшиеся лепестки, закрывая собою своего
друга.
–
Не срывай моего друга, – изо всех сил шелестела она на ветру, – сорви лучше
меня.
Девочка,
напевая песню, прошла мимо. Все цветы вновь приподнялись к солнцу, а Фиалка тут
же поспешила спрятаться от Подснежника и снова стать незаметной.
Через
несколько дней к Подснежнику прилетела красивая многоцветная Бабочка, она села
рядом и рассказала ему свою историю:
–
Я летаю и ищу одну Фиалку, чтобы попросить у нее прощения, – сказала она. –
Раньше, когда я была еще гусеницей, эта Фиалка ради своего друга Подснежника
пожертвовала своими листьями и ими накормила меня. Не встречал ли ты,
Подснежник, искалеченную Фиалку с изъеденными листочками и без двух лепестков.
Только
теперь понял Подснежник, что Фиалка отдала свои листья и свою красоту для
того, чтобы спасти его от Гусеницы.
–
Эту Фиалку я знаю, она здесь, рядом, и прячется в траве, – радостно воскликнул
Подснежник.
Он
позвал Фиалку, но она не выглянула из травы. Подснежник позвал ее еще раз и
еще, но Фиалка не отзывалась. Залетев в траву, Бабочка увидела увядшую и
искалеченную Фиалку, которая лежала на земле и была сухой. Было слишком поздно,
и помочь ей было уже ничем нельзя.
Много
дней плакал Подснежник. Огромная тяжесть была у него на сердце, и чувство вины
не покидало его еще очень долго. Но однажды Подснежник почувствовал, что
кто-то его нежно гладит и успокаивает. Он обернулся и увидел рядом с собой
красивую Бабочку с фиолетовыми крыльями. Он узнал в ней Фиалку.
–
Не плачь, я совсем не сержусь на тебя, – сказала Бабочка, – Видишь, я опять
стала красивой, давай дружить?
С
тех пор многие цветы удивлялись странной Бабочке с фиолетовыми крыльями,
которая почему-то никуда не улетала от самого обыкновенного белого
Подснежника. А травинки даже посмеивались над глупой Бабочкой, которая в жару
не пряталась, как все в тень, а заботливо обмахивала Подснежника своими
крыльями.
Не
вытерпел Ветер, пролетел он над насмешливыми травами, примял их немного и
прошептал:
–
Тише вы, бессердечные, тише. Она любит, ее сердце так красиво, не мешайте ей
любить.
[?]
– Настоящая ли была любовь у Фиалки?
–
Какие качества вы увидели у любящей Фиалки? (Самоотверженность – умение забыть
о себе ради другого, умение прощать, смелость, готовность пожертвовать собой,
верность, жалость).
–
Почему Фиалка не обиделась на Подснежника? (Настоящая любовь и дружба не
сомневается и не осуждает, она прощает и даже не замечает плохого в любимом).
–
Правильно ли сделал Подснежник, что судил о Фиалке лишь по внешнему виду? Какую
красоту не увидел Подснежник? (Внутреннюю красоту, красоту любящего сердца).
–
Почему Подснежник стал ненавидеть себя после истории Бабочки? (Угрызения
совести, предательство).
–
Вы смогли бы простить Подснежника, как простила его Фиалка?
–
Можно ли насмехаться над человеком, который любит другого так же сильно, как
Фиалка?
Любите
друг друга всегда
Осенним
утром двое деревенских мальчишек, Боря и Сема, решили прогулять уроки в школе.
Погода была на редкость солнечной и теплой, это были последние погожие деньки
перед наступающими холодами, а значит, в самую пору успеть порыбачить.
Утром,
перед тем как идти в школу, Сема тайком от родителей прихватил отцовскую
рыболовную сеть и вместе с Борей, отправился на озеро. Когда рыбалка была в
самом разгаре, ребята увидели, как на озеро приземлилась пара красивых,
величественных белоснежных птиц.
–
Я знаю, это лебеди-шипуны, – сказал Боря, – они семьей живут и всегда вдвоем
летают, а когда летят на юг, то на это озеро отдохнуть приземляются.
–
Давай их покормим, – предложил Сема, – у меня хлеб есть и печенье.
Ребята
стали кидать кусочки хлеба в воду и приманивать птиц. Лебеди на удивление
оказались очень доверчивыми, а один из них, что был поменьше, подплыл совсем
близко и даже брал хлеб прямо с рук.
–
Сразу видно, что прирученные, – сказал Борис. – Наверное из какого-нибудь
парка городского на юг летят. Видишь, совсем нас не боятся, а дикие лебеди
никогда так близко не подплывают.
–
Вот бы нам в школу в живой уголок такого красивого, а то у нас там одни хомячки
и попугаи, а лебедя никогда не было.
–
Ура! Я придумал! – воскликнул Борис. – У нас же сеть есть! Давай одного
поймаем и в школу отнесем. Скажем учительнице, что нашли его больного по дороге
в школу и пожалели.
–
Точно! Еще скажем, что пока ловили и несли, прошло много времени и из–за этого
нам пришлось уроки пропустить. Тогда нам ничего не будет и даже похвалить
могут. Тащи скорее сеть, а я пока хлебом приманивать буду.
Когда
лебедь вновь подплыл к ребятам и стал брать хлеб из рук, Боря сумел ловко
накинуть на него сеть. Пойманная птица отчаянно билась крыльями и пыталась
вырваться, но лишь окончательно запутывалась в сети. В это время второй лебедь,
что был побольше, вовсе не испугался и не улетел. Он расправил свои большие
крылья и храбро, с громким страшным шипением, бросился на ребят. А те, струсив,
с пойманной птицей бросились убегать и скоро скрылись в лесу.
Ребята
были очень довольны. Они весело вприпрыжку бежали в школу и всю дорогу только
и говорили о том, как в школе все обрадуются, когда увидят лебедя. В классе
Боря с Семой стали врать. Они сказали, что птицу нашли около дороги, что она не
могла летать, и, чтобы спасти ее от голодных собак и зверей, они целых два
часа ловили ее, потому и опоздали на уроки. Учитель, конечно же, похвалил
ребят, а птицу сразу же отнесли в живой уголок.
Слух
о белоснежной красавице быстро разнесся по всей школе. На каждой перемене
толпы ребят приходили полюбоваться птицей. Ей бросали хлеб, печенье и даже
кусочки яблок, но она почему-то отказывалась от еды и никого к себе не
подпускала.
Через
несколько дней без еды птица обессилела и перестала вставать. И тут
забеспокоились не только ученики, но и учителя. Кто-то вспомнил, что птица была
поймана рыболовной сетью, а значит, ребята не случайно по дороге в школу
увидели и поймали лебедя, а заранее раздобыли где-то сеть и несли ее с собою.
Стало ясно, что ребята лгут и о чем-то недоговаривают.
На
одном из уроков учительница рассказала ребятам о том, как живут лебеди. О
том, что у них бывает очень сильная любовь и что если их разлучить друг с
другом, то они не желают жить и быстро умирают от тоски. А иногда люди видели,
как лебедь, оставшийся без пары, не выдерживал, взмывал высоко в небо, а потом,
сложив крылья, стремительно падал и разбивался о землю. После своего рассказа
учительница потребовала от Бори и Семы рассказать правду, чтобы, пока не
поздно, спасти птицу. Ребята решили во всем сознаться и честно рассказали о
том, как все было на самом деле.
–
А где же другой лебедь, который за вами гнался? – спросила учительница.
–
Мы не знаем, – ответил Сема.
–
Он, наверное, уже давно на юг улетел, – добавил Борис.
–
Лебеди не бросают друг друга, – сказала учительница. – Они скорей замерзнут и
умрут от голода, чем улетят в теплые страны без своего любимого.
После
уроков весь класс вместе с учительницей отправился на озеро. Ребята долго
искали лебедя, пока не нашли его лежащим на берегу среди зарослей камыша. Он
уже был не в силах уплыть или защищаться, а лишь приподымал голову и угрожающе
шипел.
В
школу ребята несли лебедя по очереди, каждому хотелось погладить и пожалеть
его. Ведь он, действительно, оказался верным и преданным и не улетел на юг
один.
Вскоре
лебеди вновь оказались вместе. Они радостно прижимались друг к другу, нежно
пощипывали друг друга клювами, ласкались шеями, и казалось, что силы снова
вернулись к ним. С этого дня птицы стали принимать пищу от людей. Они
потихоньку крепли и выздоравливали, но на волю их не отпускали, потому что
наступили сильные морозы. Всю зиму прожили лебеди в школьном живом уголке.
Иногда во время уроков им разрешали прогуляться и пролететь по коридорам
школы. Лебеди ходили медленно, важно раскачиваясь, а заметив какую-нибудь
приоткрытую дверь, любили заходить на урок в классы. Как будто хотели
проверить, как учатся ребята.
Весной,
когда снег стал таять, а в небе показались птицы, возвращающиеся с юга, лебедей
вывели в школьный двор. С ними вышла прощаться вся школа. Ученики и учителя
расступились и освободили лебедям дорогу. А птицы, тяжело взмахивая огромными
белыми крыльями, стали разгоняться и медленно взлетели.
–
Прощайте, счастливого вам пути, – кричали вслед удаляющимся птицам ребята, –
любите друг друга всегда.
[?]
– Из каких поступков видно, что лебеди любят друг друга? (Смело кинулся спасать
от ребят свою подругу, не бросил и не улетел на юг один, она отказывалась
принимать пищу)
–
Что говорило о том, что птицы любят друг друга по-настоящему' (Не хотели и не могли жить
друг без Друга)
–
Когда вы слушали этот рассказ ,
вам хотелось шутить над лебедями за то, что они любят друг друга?
–
Часто ли дети ,
видя любовь, начинают дразниться "жених и невеста" (писать на заборах)'' Вы
поступали бы так же или иначе?
|